Исследования во многих странах доказали: вероятность погибнуть при столкновении автомобилей у водителя и пассажира, пользующихся ремнями безопасности, уменьшается в два-три раза.
Зачем же подтверждать ценой собственной жизни эти очевидные вещи? Лучше потерять несколько секунд, чтобы застегнуть ремень, чем в минуту опасности потерять жизнь. Слабый щелчок замка предпочтительнее сильного удара!
Ремень безопасности – простое и удивительно эффективное средство защиты. Не отказывайтесь от него. По мнению психологов, забота о собственной безопасности одна из главных у человека. Почему же за рулем он порой так беспечен? Какой бедой грозит водителю столкновения автомобилей, известно. Почему же, имея такое надежное средство защиты от нее, как ремень безопасности, он нередко пренебрегает им? Мы спросили об этом самих водителей. Трудно сказать, чего было больше в этих ответах – логики или эмоций. Впрочем, судите сами. Мы лишь распределим их на группы, найдя каждой наиболее подходящее, как нам представляется, название.
Заблуждающиеся. Такие водители боятся вот чего. Если, мол, автомобиль в результате аварии загорится, то, пристегнутые ремнями безопасности, люди не смогут спастись. Довод кажется убедительным только на первый взгляд. На самом деле в загоревшемся автомобиле обычно погибает лишь тот, кто от удара потерял сознание. А пожар, как правило, возникает при серьезных дорожных происшествиях, когда вероятность получить тяжелую травму особенно велика. Вот тут-то ремень безопасности и увеличивает шансы водителя остаться, как говорится, в здравом уме, а значит и его возможности самостоятельно выбраться из машины. Посмотрите на профессиональных гонщиков. Ни один из них не ездит без ремня. А уж они хорошо знают, что такое горящий автомобиль.
Любители полетов. Речь о тех, кто полагает, что вылетевшему под действием инерционных сил из автомобиля куда легче, чем тому, кто остается в нем. Безусловно, эта мысль не лишена поэтичности: когда еще человек, подобно снаряду, сможет пролететь несколько десятков метров, не затрачивая при этом никаких мускульных усилий? Но кончается полет, как правило, трагично. Водитель может оказаться под колесами своего же автомобиля, погибнуть от удара о столб, дерево, стену. По результатам многочисленных исследований можно с уверенностью сказать, что, находясь в автомобиле, водитель имеет в десять раз больше шансов остаться в живых, чем при «катапультировании» из него. И это не случайно. Корпус автомобиля – своеобразная защитная оболочка для водителя, и отказываться от нее добровольно нет никакого смысла. Даже в случае опрокидывания автомобиля.
Фантазеры. Они считают себя настолько сильными, что берутся обуздать даже огромную кинетическую энергию, которой обладает движущийся автомобиль. «Мне не нужен ремень безопасности, потому что в случае столкновения я просто обопрусь руками о руль», – так с подкупающей простотой аргументируют они свой вызов могучим силам природы. Но как бы нас ни хотели убедить в возможности такого чуда, в жизни оно, к сожалению, не происходит. А происходит следующее. Уже при наезде со скоростью 25 км/ч на твердое препятствие тело человека, сидящего в автомобиле, выбрасывается вперед с силой, в семь раз превышающий его собственный вес. При скорости 50 км/ч речь идет уже об усилии в несколько тонн. Интересно, какой ваш личный рекорд в жиме штанги лежа?
Неверующие. Эти обычно не пользуются ремнем безопасности при езде по загородным дорогам. Просто не верят, что на скоростях выше 60 км/ч ремень может чем-то помочь. Действительно, наиболее эффективен ремень при меньших скоростях. Однако даже при 80 км/ч гибель водителя, не пренебрегающего ремнем, очень редка. Кроме того, в большинстве случаев мы успеваем начать тормозить и тем значительно уменьшить скорость при столкновении.
Незнающие. «Я езжу только в городе, с невысокой скоростью, и поэтому мне не нужен ремень безопасности», – утверждает такой водитель. Он недооценивает возможные последствия столкновения, считая скорость движения в городе незначительной. Так ли это? Рискнет ли он спрыгнуть с четвертого этажа на асфальт? Если ответит «нет», то сообщаем, что последствия этого поступка соответствуют для водителя тяжести столкновения при скорости 50 км/ч без ремня безопасности. Если ответит «да», тут, наверное, никакие доводы не помогут. Прыгайте, пожалуйста.
Супероптимисты. «Мы, опытные водители, не нарушаем правила движения, не создаем критических ситуаций. Нам нечего бояться», – говорят они. Да но не надо забывать, что попасть в происшествие можно и не по своей вине. Опытный водитель способен предвидеть опасность заранее и избежать ее, но не всегда. Все хорошо в меру, и оптимизм тоже.
Привередливые. Они вообще не против ремня, но никак не могут к нему привыкнуть. Что ж, чтобы привыкнуть, например, к новым ботинкам, их надо поносить какое-то время, испытывая при этом известное неудобство, вызванное часто не недостатком самой обуви, а именно привыканием к ней. Зато, привыкнув, мы уже не хотим расставаться с ней, пока не отвалится подошва. Так и с ремнем безопасности. Попробуйте.
Борцы за «свободу». «Не позволю давать мне указания и ограничивать мою свободу!» – это заявление принадлежит представителям группы водителей, не желающих связывать свою «свободу» ремнем безопасности. Но к чему стремится такой водитель? Отстегнув ремень, он получает несколько больше вольности в движениях, но его жизнь становится зависимой от случайных обстоятельств. Равноценна ли такая замена?
Эгоисты. Есть и такая категория людей, считающая, что никого не касается, пользуются они ремнем или нет, так как пострадать может их собственное тело. Но, во-первых, даже самое плохое тело не заслуживает того, чтобы с ним так обращались. Во-вторых, водитель, применяющий ремень безопасности, имеет возможность намного дольше сохранять контроль за управлением автомобиля, его не так бросает из стороны в сторону в критических ситуациях, и у него больше шансов спасти положение. Если вы равнодушны к себе, то подумайте хоть о пассажирах.
В заключение о тех, кто просто испытывает необъяснимое чувство антипатии к ремню безопасности. С чувством спорить труднее, чем с разумом. Но давайте попробуем разобраться, чем же может быть вызвана такая неприязнь.
Мужественность, уверенность в себе, ловкость, хладнокровие, мастерство ценятся всегда и везде. Но, бывает, понимают эти качества своеобразно. Например, отказ от ремней безопасности некоторые преподносят как проявление мужественности и хладнокровия. «Настоящий мужчина не нуждается в страховке», – говорят они. Этой красивой фразой с успехом мог бы воспользоваться какой-нибудь супермен из боевика в стиле Бельмондо. Но это в кино. А в жизни? А в жизни, пожалуй, можно выделить два вида отношения к опасности. Первый – не замечать ее или убедить себя в том, что она мала или существует только для других. Такое отношение аналогично поведению страуса, который при появлении опасности просто зарывает голову в песок. Другой тип отношения к опасности характерен для действительно мужественного человека. Он реально и хладнокровно оценивает опасность и делает все возможное, чтобы выйти победителем. Но он хорошо понимает, что результат не всегда зависит только от него самого. Могут быть непредвиденные случаи, и к ним надо быть готовым. Именно таким случаем для водителя может оказаться внезапное появление автомобиля на его полосе движения или отказ тормозов. Лучший способ заранее подготовиться – это воспользоваться ремнем безопасности.
Мы нарочно избегаем выражения «пристегнуться ремнем», потому что в нем также могут скрываться причины антипатии. Для некоторых это звучит как «привязаться», «заковать себя цепью», словом, ограничить. Быть пристегнутым похоже на быть беспомощным, не способным защитить себя. То есть по смыслу полная противоположность тому, что представляет собой ремень безопасности на самом деле.
Доверьтесь этому простому и надежному устройству, оно вам поможет в тяжелую минуту.
А. Пинт,
научный сотрудник НИИ
автомобильного транспорта