Поскрёб я тут по сусекам и собрал некоторые ссылки по нейробиологии и физиологии мозга.
Прошу любить и жаловать: супер обаятельный лектор, офигенные лекции. Кому тема интересна – обязательно к прослушиванию.
Дубынин Вячеслав Альбертович - доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.
===========================================
Курс «Мозг и потребности человека»
Лекция 1. Мозг: общие принципы:
Лекция 2. Мозг и еда:
Лекция 3. Мозг и любопытство:
Лекция 4. Мозг и страх:
Лекция 5. Мозг: дети и родители:
Лекция 6. Мозг: любовь, секс, привязанность:
Лекция 7. Мозг: быть похожим на других:
Лекция 8. Мозг и агрессия:
Лекция 9. Мозг: лидеры и подчинённые:
Лекция 10. Мозг и гомеостаз:
Лекция 11. Мозг и потребности: что ещё?:
Лекция 12. Мозг: медиаторы потребностей
===========================================
Курс: «Химия» мозга: от нейромедиаторов до психоделиков
Лекция 1. Уровни организации нервной системы:
Лекция 2. «Электричество» мозга:
Лекция 3. Синапс:
Лекция 4. Ацетилхолин, никотин и др.:
Лекция 5. Норадреналин, азарт, стресс:
Лекция 6. Баланс ГАМК и глутамата:
Лекция 7. Дофамин, амфетамины и др.:
Лекция 8. Серотонин, антидепрессанты, ЛСД и т. д.:
Лекция 9. Глицин, кофеин и проч.:
Лекция 10. Пептиды, опиоиды и др.:
Лекция 11. Мозг и алкоголь:
Лекция 12. Мозг, гормоны, цитокины:
===========================================
Ларри Янг
Брайан Александер
Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение
Книжечка по-жёстче, но зато прям про наши темы. Желательно сначала Дубынина послушать.
===========================================
Вдогонку некоторые мои мысли и выводы, которыми хотелось бы поделиться. Часть я скопировал из других сообщений, чтоб что-то вроде целостного текста получилось и поубедительнее выглядело

2 вида любви: полигамная и моногамная
Древние греки вероятно были большими знатоками в этих вопросах и выделяли целых 7 типов любви. Нейробиологи насчитали, к счастью, всего только два.
Для нейробиологов половое поведение - это конкуренция двух противоположных стратегий: моногамной и полигамной. Причем эволюционно моногамная стратегия более молодая, полигамная более древняя. Это раздвоение идет уже на гормональном уровне:
Половые гормоны (андрогены, эстрогены) — за полигамную стратегию.
Гормоны привязанности (окситоцин и вазопрессин) — за моногамную.
Тут есть различие между мужчинами и женщинами. У мужчин в подростковом возрасте уровень половых гормонов зашкаливает и постепенно падает с годами. Т.е. мужик с возрастом все более моногамный. В целом его уровень гормонов по жизни более стабильный и он лучше представляет, чего хочет от отношений. Хотя многие вполне себе осознают это противоречие.
У женщины тоже уровень выработки половых гормонов снижается с годами, но при этом он подвержен сильным изменениям в течении менструального цикла. Во время овуляции она намного "более полигамна" а социальная ответственность "несколько снижена". В этом смысле у самки борьба полигамной и моногамной стратегии еще более драматична.
Полигамия более привлекательна для самок, потому что при полигамии половой отбор реализуется только самками. Это дает им возможность выбирать более крутых самцов. У самца производство сперматозоидов поставлено на поток и он способен трахаться со всеми подряд, а самка может сама решать кому и когда давать.
При выборе нового партнера идет дополнительное положительное подкрепление от центров новизны — в этом тоже постоянный партнер проигрывает.
При моногамии самец вместе с самкой участвует в половом отборе — и самка рискует остаться одна или с непривлекательным самцом.
Одна из причин, по которой в традиционном обществе доминировала моногамия, заключалась в том, что самка нуждалась в поддержке самца. Но технический прогресс сделал возможным заботу о потомстве и без его участия. Поэтому постепенно моногамия в современном обществе становится все менее и менее актуальной.
По инерции нас еще воспитывают в духе моногамии и семейных ценностей, но в реальности вектор эволюционного развития направлен к полигамии и окончательной победе РСП над семьей. В связи с этим появляются всякие пикаперские тусовки, где мужики обсуждают полигамные стратегии, появляется мужское движение, где предупреждают об опасностях брака или там феминистические движения, где женшины пытаются подстроится под новую реальность.
Алень и его территория
Сам механизм моногамной привязанности тоже эволюционно различается у мужчин и женщин.
Гормон женской привязанности – это окситоцин. Он вырабатывается при стимуляции стенки влагалища и сосков. Т.е. при родах, при кормлении грудью и при сексе. При этом в мозге активируются одни и те же нейронные контуры. Поэтому женская привязанность к мужчине и ребенку имеет схожую нейрохимическую природу.
Мужская привязанность более схожа с территориальным поведением. Многие ошибочно предполагают, что гормон агрессии – тестостерон. На самом деле за агрессивное поведение в большей степени отвечает вазопрессин – гормон мужской привязанности и по совместительству гормон большой и светлой аленей любви. Самка для самца – его территория, и под вазопрессином он больше склонен к оборонительному поведению: ревности, страху, тревожности и агрессии.
Вероятно поэтому женская измена обычно переживается тяжелее чем мужская. Во-первых, сперматозоиды ничего не стоят – их не жалко тратить направо и налево. Во-вторых, при сексе у женщины активируются механизмы привязанности – это опасность для "основных" отношений. Ну и наконец это прямое посягательство на мужскую территорию, на его собственность.
Привязанность — это зависимость
Механизм привязанности в точности повторяет процессы возникновения зависимости.
Начинается все с мощного положительного подкрепления связанного с выделением дофамина – период бабочек. Затем происходит привыкание, вызванное изменением системы положительного подкрепления – интенсивность поощрения снижается, кайфа все меньше и меньше, скуки все больше.
При этом формируется мощное отрицательно подкрепление в случае наступления разлуки. Т.е. наступает момент, когда пара остается вместе не потому, что им хорошо друг с другом, а потому что плохо друг без друга. Избегание сильного негатива, связанного с разрывом, заставляет их оставаться вместе.
Судя по всему, эволюция вообще не предусмотрела вариант, где жили они вместе долго и счастливо. Либо страстно и счастливо, но недолго. Либо долго, но как-то слишком спокойно и скучно.
Алень - вазопрессин, козел - тестостерон
Пытливые пикаперские умы давно уже описали обе эти стратегии, не особо заботясь о их нейрохимической природе.
Хороший парень воплощал в пикапе стратегию привязанности: детка, будь всегда со мной, мне плохо без тебя. Плохой парень беззаботно домогался: мне хорошо с тобой, а где я буду завтра - сам еще не знаю. Практика показала, что беззаботные тестостероновые домогательства ценятся девушками выше, чем вазопрессиновая привязанность, которая наводит на них тоску. Поэтому первое правило пикапа: аленить только после секса (когда у неё тоже привязанность появилась)
Мы спорили тут в соседней теме: почему бабы уходят и от альфачей, и от бета, и от омег – ото всех? Ответ лежит на поверхности: и у альфачей в долгих отношениях появляется привязанность. Уровень тестостерона снижается, вазопрессин растет. Если нет привязанности, он просто не захочет долго быть в отношениях.
Интересно, что тестостерон также сильно снижается при появлении детей. Биологи объясняют это тем, что самец должен концентрироваться на добывании пищи, а не на поиске новых самок. У некоторых видов рыб, которые могут расти всю жизнь, хорошо прослеживается эта закономерность: самцы, у которых есть пара, более крупные, потому что лучше добывают пищу, а более мелкие одиночки больше озабочены поисками новых самок.
Убить в себе аленя
Эволюционно война идет не между полами, а скорее это битва гормонов в крови. И похоже, эволюция не особо заморачивалась счастьем каждого отдельного существа. Чего ж делать-то в таких условиях? А фиг его знает

Можно попытаться осознать, какие поведенческие модели запускаются привязанностью, а какие половыми гормонами. Мечты о патриархате и девственницах, ревность, агрессия, тревожность и шпионаж за бабой – это воинствующий алень, рьяно защищающий свою территорию. Чтоб баба зависела как можно сильнее, чтоб боль разрыва для нее была невыносимой – это реально тёмная сторона аленей натуры.
У привязанности есть и светлая сторона – возможно, где там обитают оставшиеся виды любви, которые древние греки насчитали а нейробиологи так и не нашли.