Инфантилизм?
Насколько понимаю, подобное проявляется главным образом в нежелании/неспособности принимать самостоятельные решения и/или перекладывании ответственности за собственные действия на других, что характерно для незрелых людей. Так понимаю этот термин.
Тут, пожалуй, уйду, на правах автора темы, в небольшой офф, и дам дополнительные пояснения по «подсказкам», поскольку не хочу, чтобы мои слова толковались превратно. Тем более они («подсказки») ещё будут фигурировать в теме. Сначала выскажу соображения общего плана, а затем расскажу про эту конкретную ситуацию, которая
ярко характеризует А. не только со стороны степени ответственности за свою жизнь, но ещё сразу и с других, что и для темы имеет определённое значение. Дополнительно эта информация «закроет» пару (на первый взгляд, подозрительных) «белых пятен» в топике, про которые кто-нибудь из форумчан может помнить.
Итак, бывают ситуации в жизни, когда перед принятием решения хочется собрать побольше информации, а иногда и с кем-то посоветоваться. Например, на АБФ «приходит» масса людей, зачастую растерянных, которым неравнодушные члены сообщества стараются помочь, делясь своим мнением, а иногда и опытом разрешения аналогичных проблем. На форуме можно найти целый набор своеобразных «кейсов» по типичным жизненным ситуациям, вариантам действий в них и – что самое ценное – получившимся результатам. Пришедший с проблемой получает необходимую ему информацию и решает, как ему нужно действовать.
Другим примером может быть руководитель организации, которому нужно принять непростое решение. Зачастую он собирает для этого всех подчинённых, чьи компетенции считает достаточными, и, выслушав мнение и доводы каждого, определяется.
В обоих случаях принимающий решение не инфантил – он просто хочет располагать информацией, чтобы её можно было проанализировать перед тем, как определится.
Положим, начнётся абсурдное: люди не станут делиться друг с другом, высказывать своё мнение. Что будет в наших примерах? Форум перестанет существовать, а нашему условному руководителю, наверное, целесообразно будет разогнать такую команду и набрать в штат других людей. Так, наверное.
Я писал в теме, что в совсем юном возрасте, в 17,5 лет мне пришлось пережить настоящий крах, сильное потрясение, в результате которого моё мировоззрение существенно поменялось. Это было непоступление в вуз, несмотря на отличную учёбу и хорошо сданные экзамены.
Мне с этим прямо как-то
фатально не везло, и поступил учиться я лишь со второй попытки (отсюда и полтора года разницы в возрасте с той же сокурсницей ПД). Целая цепь каких-то нелепых случайностей была.
В первый год была по сути коррупционная схема: посещавшие платные подготовительные курсы при университете, поступающие на престижные специальности, знали заранее, какие будут задания, и набрали по одному из предметов
со второй попытки максимальные баллы (по 100-балльной уже шкале). Это с точки зрения вуза в целом было каким-то абсурдом - подобного там раньше не было никогда. В итоге двое одноклассников, условных среднестатистических хорошистов-отличников, поступили, а «шапкозакидатель» А., блестяще окончивший школу, – нет. Одна из одноклассниц («липовая» медалистка) позже в беседе недоумевала, почему же он,
наивный, не пошёл на те подготовительные курсы?
В следующем, 2003 г. был введён универсальный ЕГЭ, но (
на беду?) изменились правила приёма: вуз в льготном порядке стал принимать школьников-медалистов на все бюджетные места, в то время как все прошлые годы зачислял их только на половину мест, а на оставшуюся половину был «честный» конкурс. В итоге на престижный факультет оказалось полуторакратно больше медалистов, подлежащих зачислению вне конкурса, чем там было бюджетных мест, а у не имеющих медали, как представлялось, не было никакой возможности поступить, несмотря на любые баллы. Это тоже полный абсурд, нарушение здравого смысла, но тогда было именно так (
позже такие льготы отменили на законодательном уровне, и сейчас их в России нет нигде).
Ситуация казалось патовой, но вот именно тогда мне отец дал
подсказку: есть ещё дополнительные т.н. «целевые» бюджетные места, по направлению от предприятий и организаций (пережиток ещё с 90-х; многие форумчане могут помнить), и можно там попробовать.
Затея была простой до безобразия, но мне самому она в голову почему-то не пришла – видно, такое было состояние, что соображал сам плохо.
Выяснилось, что у отца есть какой-то давний знакомый в организации, которая может дать направление, и поехали туда вдвоём. На месте выяснилось, что направление это взять не проблема – дают их всем желающим, никому не отказывают, но есть нюанс: в случае поступления (а там тоже конкурс, и тоже медалисты!) нужно будет официально однократно заплатить вузу якобы за дополнительную подготовку специалиста для конкретной организации. В 90-х годах эта система «направлений» появилась как поддержка борющихся за выживание вузов: предприятие платило дополнительные деньги за студента, который и так учится на «бюджете», наверное, по каким-то специальностям дополнительная подготовка действительно велась, а потом молодой специалист должен был отработать на направившем его предприятии 5 лет. Так вот квоту таких мест по-прежнему выделяют, но организация вузу теперь уже ничего не платит. Но зато и выпускник ей ничем не обязан. Хочешь – соглашайся, не хочешь – отказывайся. А. согласился - и поступил.
Заплатить нужно было немало – около 200 тысяч на «сегодняшние». Так вот А. сказал тогда родителям, что
заплатит полностью сам, поскольку
отсутствие медали в школе - это его небрежность. Никто, в том числе и родители, сами никогда не штурмовавшие «олимпов», заранее не мог предположить, что выйдет именно так, но если бы у А. была в школе медаль, никаких проблем с поступлением в университет бы не возникло. А заиметь её, не действуя вразрез со сформировавшимися в основном к тому времени убеждениями, возможность была. Ну,
не повезло, конечно, ещё, но
не повезло именно ему, а не родителям.
И он сам виноват, поэтому заплатит за ошибки тоже сам.
И в итоге всё «заработанное непосильным» ещё в юношеском возрасте ушло… Достижение «самостоятельной» финансовой цели отодвинулось, наверное, года на 2-3.
В теме было про все «просахаченные» незадолго до знакомства с Л. накопления – как раз про этот случай.
Самое «интересное», не найдись тогда эта возможность, А. бы в итоге и так поступил – каким-то невероятным образом многие медалисты разбрелись по другим вузам/факультетам, и осталось несколько «чистых» свободных мест, одно из которых А. бы занял с его (очень) высокими баллами по ЕГЭ. Как раз с ПД бы в одну группу попал
Тогда А. был очень благодарен отцу за данный вовремя совет. Единственным шансом поступить представлялся именно тот, которым он и воспользовался, взвесив заранее все возможности (рисковать, надеясь на «авось», выглядело чистым безумием). И хотя близкие потом говорили, что,
не испытай А. таких трудностей, он бы не стал самим собой, было очень обидно. Не денег было жаль, а затраченных усилий, времени.
И было несправедливо!
Поэтому ближе к концу 2-го курса А., недавно ставший призёром упоминавшейся уже вузовской олимпиады по естествознанию, отправился на приём по личным вопросам к своему преподавателю, профессору и крупному учёному-физику, проректору по учебной работе.
Начал разговор исподволь, с уточнения, обладает ли уважаемый профессор властью в вузе в том объеме, в котором это представляется со стороны? Ответ был, что конечно, и даже больше, поскольку весьма пожилой уже ректор постепенно отходит от дел, выполняя больше представительские функции. Преподаватель этот был уже тогда де-факто первым лицом университета. И вот тогда А. рассказал историю своего поступления, и то, как он к этому относится, и то, что думает о людях, организовавших и поддерживающих эту систему (
что они респектабельные остепенённые жулики в аккуратных костюмах, лично его, А., фактически ограбившие).
Ответ был такой, что да, к сожалению, такое случается в жизни. Не стоит рассчитывать в этом мире на какую-то справедливость. Не только А. пострадал из-за подобного – вот он сам, например, ещё в прошлом году стал лауреатом весьма престижной научной премии: красивую бумагу вручили, слова сказали приятные, а саму премию до сих пор так и не перечисляют, кормя «завтраками». А. в итоге учится на бюджете, как и хотел, получает сверхповышенную стипендию.
Не нужно расстраиваться из-за случившегося, всё будет хорошо.
На такой ноте закончился тот разговор, и А. вышел из кабинета проректора. Экзамен по предмету А. получил «автоматом».
Гештальт закрылся
Так всё-таки мне считать, что по этому вопросу есть "особое мнение"? Или всё же шансов не было (были, но незначительные)?