"Потец" не буду ставить. Он уже вроде тут был.
когда надо - не убий; а когда надо - убий;
когда надо - скажи правду; а когда надо - солги;
когда надо - отдай; а когда надо - сам возьми, даже отними;
когда надо - прелюбы не сотвори; а когда надо - то и прелюбы сотвори
(и это советовал старенький поп!);
когда надо - жены ближнего не пожелай; а когда надо - то и жену
ближнего пожелай, и вола его, и раба его.
И так до самого конца: когда надо... а когда надо - и наоборот, не
было, кажется, ни одного действия, строго предписанного попиком, которое
через несколько страниц не встречало бы действия противоположного, столь же
строго предначертанного к исполнению; и пока шла речь о действиях, все как
будто шло согласно, и противоречий даже не замечалось, а как начнет дьявол
делать из действия правилом - сейчас же ложь, противоречия, воистину
безумная смута. И самое страшное и непонятное для дьявола было то, что
наряду с действиями положительными, согласными с известным уже дьяволу
законом и, стало быть, добрыми, - старый попик с блаженным спокойствием
предписывал убийство и ложь. Черт никак не мог допустить, что не попик его
обманывал, а обманывают слова; и вот наступил для него миг совершенного
безумия, - вдруг показалось, что старый попик есть не кто иной, как самый
величайший грешник, быть может, сам сатана, в виде сатанинской забавы
пожелавший искусить черта.
Забившись в темный угол, черт горящими глазами глядел на дверь и
думал:
"Да, да, это он! Он узнал, что я хочу добра, и нарочно оделся попом и
даже богом, как я оделся человеком, - и погубил меня. Никогда не узнаю я
правды и никогда не пойму, что такое добро. Быть же мне вовеки несчастным и
в жажде добра вовеки неудовлетворенным. Проклят я вовеки".
И все ждал, что раскроется дверь, и покажется смеющийся сатана и,
простив, позовет его в ад. Но не приходил сатана, и дверь молчала; и,
подумав, так решил несчастный старый черт:
"Буду жить в отчаянии и творить предписанное, никогда не зная, что
такое творю. Проклят я вовеки!"
Так и жил черт, стареясь. Когда требовалось рукописью, - спасал, а
когда требовалось убивать, - убивал. И было ли противоречие только в
словах, а в действиях все уживалось согласно, но постепенно наступил для
черта покой, и почувствовал он даже как бы некоторое удовлетворение. И хоть
и верил твердо, что проклят вовеки, но настоящего живого огорчения от этого
не испытывал; и о добре перестал думать. Но были для него и черные дни, -
обрывалась рукопись, и в зияющей пустоте вставал ужасный образ бездействия;
и поднимали голову ядовитые сомнения и, как призрак манящий, звало в
неведомую даль неведомое Добро.