Институт калыма развился там, где есть традиции многоженства и бабы оказываются элементарно разобранными теми, кто может содержать более одной жены. Их не так много, но и не так мало:хватает для того, чтобы возник перекос в сторону избытка свободных мужчин.
Теперь про институт приданого.
В отличие от других стран, в России до 1917 года существовал институт раздельно имущества супругов. Повелось это со времен русской правды, где эта раздельность подчеркнута, дабы муж не имел права "портов жены грабити" (порты - одежда вообще, а не брюки). Возможность, правда, он такую имел, если у жены не было достаточно мозгов не давать ему это делать.
Приданое, которое выдавали невесте при замужестве, становилось ее собственностью. В случае ее смерти оно переходило не мужу, а едтям, а в случае развода (который практически отсутствовал) муж обязан был вернуть приданое жене обратно. Так, если бы Савва Морозов развелся (ну, гипотетически представим), он обязан был вернуть бывшей жене 5 рублей
![Улыбается :)](./images/smilies/kolobok_smile.gif)
На практике получалось, что часть женщин отдавало денежное приданое мужу, если тот имел возможность и мозг толково им распорядиться (например, имел свое дело, приносящее прибыль), некоторые женщины вели свои финансовые дела сами.
Не переходя в непосредственную собственность супруга, приданое играло-таки роль при заключении брака с конкретной женщиной. Например, было большим плюсом наличие у последней дома, оставленного бабушкой-дедушкой - это снимало с молодой семьи проблему жилья.
Хорошее приданое повышало авторитет женщины в семье. Ведь если у нее за душой было свое имущество, позволявшее ей существовать вполне самостоятельно, она могла не лебезить перед мужем. Такой уклад повелся еще с языческих времен. При многоженстве у славян в доме имело больший вес мнение той жены, которая что-то притащила за собой в дом, желательно больше, чем было уплачено за нее вена (вено - это вроде калыма, выкуп за жену). Надо сказать, не все имели возможность что-то дать за невестой, а в некоторых племенах это и вовсе было чем-о исключительным, а потому брак носил характер умычки и в лучшем случае откуп задним числом, дабы избежать мести родственников жены.
прямые корыстные мотивы у вступающих в брак - дело, пожалуй, современности. Все-таки раньше, при отсутствии разводов, расчет был на то, сможешь ли ты жить с данным человеком, пока смерть не разлучит, финансы были призваны помочь облегчить быт. А сейчас расчет выглядит как "а что я смогу отжать с этого брака, если разведусь?", т.е. развод инзначально закладывается в планы, хотя бы гипотетически.