Сообщение
Grivar » 29.05.15 21:44
Слово святого отца Епифания о житии Святой Богородицы,
матери Господа нашего Исуса Христа
В слове сем сказано так: от колена Матфана, сына Давидова. Матфан
же ерей был из Вифлеема, от него же родился Левгий. Левгий же родил
Мелхия и Памфира. Мелхия же взял жену, и умерла безчадной жена.
Памфир же родил Варпамфия. Варпамфир родил отца Богородицы
Иоакима. От колена Давида, сына Соломона, родился Матфан. Сей род
Иакова, отца Иосифова. И умер Матфан, и взял жену его, мать Иаковлю,
Мелхия, брат Памфира, отца Иакимова. И от матери Иакова родил Мел-
хия Илию. Иаков же от колена Соломона, Лия же от колена Нафанова. И
взяли ину жену брат его от одной матери, Иаков, и родил Иосифа, кото-
рый же естеством — сын Иакову, а по закону — Лиин. И жили они в Га-
лилее; имели же братья одну жену, поскольку закон велел: если кто-то
умрет бесчаден, то пусть возьмет жену его брат его и восстановит семя
брату своему. Иаким же — от отца Памфира, Лия же — от отца Мел-
хия, брата Памфирова; с тем же Иаковом братья они по отцу Матфану.
Иоаким же родил Марию Богородицу, Лия же родил Иосифа по закону;
так что Иосиф и Богородица — родственники. Иосиф был художеством
древодель, был же у него от одной матери брат по имени Клеопа. По
матери же род Богородицы был такой: был Матфан, ерей из Вифлеема,
и было дочери 3: Мария, Совия, Анна. Мария же родила саломию бабу,
Совия же родила Елисавефь, мать Иоанна Крестителя. Анна же прияла
Иакима, родственника Иосифова. И пошла Анна невестою в Галилею в
город Назарефь, и пребывала Анна с Иакимом лет 50, и чад не сотвори-
ли. Когда же они вошли в Иерусалим в праздник Обновления, и молил-
ся Аким в святилище, и услышал глас, говорящий с небес к нему: Будет
тебе детище, и тем прославишися. Зачала же Анна, жена его, в старости
своей и родила детище женского пола, и нарекла имя ей Мария, именем
сестры своей.
О рождестве Святой Богородицы
В лето 5486-е, индикта 1-го, родилась Святая Богородица от Акима
и Анны, в 22-е лето царства Августова, и радовались с нею все род-
ственники ее и друзья. Когда же было детище Мария трех лет, в лето
5488-е, ввели Аким и Анна Святую Богородицу в Иерусалим, в Святая
Святых; 3 лета было Богородице, и представили ее пред Господом с да-
рами. И приял ее, и дары ея, иерей Варахия, отец Захарии. И все ереи
радовались, и помолились, и благословили их: Акима, и Анну, и детище
Марию; и сошли они в Назареф.
И в седьмое лето ее Богородицу возвели снова в Иерусалим и отдали
ее в дар Богу, чтобы сохранял Он ее все дни жития ее. И, сие сотворив
вскоре преставился отец Богородицы Иоаким; как говорят, лет было
ему 80. Мария же не отступала от служителей церковных ни днем, ни
ночью. Анна же оставила Назарефь и пришла в Иерусалим, и жила два
года, и умерла; было же ей 79 лет.
Мария же, полностью осиротев, пребывала в доме Господнем, не
исходя из него никуда, если и потребность некая была; только к Ели-
савефи выходила, ибо та близ ее жила. Научилась же Богородица жи-
довской грамоте, когда еще живым был отец ее, и была она способна к
учению, и училась с желанием, уже предпочитала одиночество и труд, и
понуждала себя к изучению Божественного Писания. Дело же ее было:
шерсть, и лен, и свила, и вусса. Удивлена же была мудростью и разумом
больше всех девиц в роде том; как о ней глаголал праотец Соломон, и
воистину о ней сказал: жену мужествену кто обрящет... и прочее все.
Было же в Церкви Господней место отведено с левой стороны алтаря,
где бывала только девица; другие же девицы отдельно позади всех на-
ходились, и они уходили восвояси; Мария же там пребывала, стрегуще
жертвенник в церкви, и служила иереем только. Нрав же Богородицы
был такой: чистая по всему и малоглаголива, и скоропослушливая, бла-
гоименитая, недерзновенна ко всякому человеку, так что дивились все
разуму и речи ее. Ростом же была средняя, волосы у нее были русожел-
тые, очи черные, взгляд приятный, черные брови, долгие руки, округлое
лицо, длинные персты, благодати Божией была исполнена и красоты.
Без дурных помыслов, без постыдных дел, неизменна была в смире-
нии; потому и призрел на нее Бог, так что и она, как сказано, велича-
ла Господа. Одежду же темную любила и носила, и был на ней святой
покров. Наставляли ее иереи Церкви Господней, и питалась в Церкви,
пребывала в молитвах, чтении, бдении, рукоделии, и во всякой добро-
детели, и в различных делах. Было же Святой Богородице Марии 12 лет,
и было однажды ночью, когда она молилась перед дверьми жертовника,
в полночь, свет воссиял больше сияния солнечного, и Глас от святили-
ща был ей, сказавший: родиши Сын Мой. Она же молчала, и никому же
не поведала тайны, пока же Христос не вознесся. Авия же родил Иеда,
которого же прозвали Варахия. Варахия же родил Андрея и Захарию
иерея.
И взял Захарья в жены Елисавефь, сестру матери Марьиной, и жили
они в Вифлеоме, и родил же Захария Иоанна Крестителя.
Андрей же, брат Захариин, родил дочь, звали ее Саломия. И взял ее
в жены Иосиф древодел, сын Лиин, сын Иакова, родственник Марьин; и
родил Иосиф от Саломии 7 детищ: Иакова, и Семеона, и Июду, и Осею,
и дочерей Соввию, Марфу же и Марию. И умерла Саломия, жена Иоси-
фа древоделя. И пребывал Иосиф во вдовстве и в целомудрии, лет же
было ему 70, был он простого звания и имени, древодель же искусный,
пребывая в граде Галилее Назарефском.
Мария же была в Иерусалиме в храме Господнем. И было ей 14 лет,
когда же и женское немощное естество проявляется, и думали ереи, что
Мария одна из многих, — ведь еще не явлены были о ней таинства, — и
совет собрали, и встали на молитву ея ради. Захария же, отец Иоанна
Крестителя, восприял 12 жезлов у иереев и у близких Девицы, и поло-
жил их при алтаре, и сказал так: да покажет Бог, чья есть Девица. И
помолился Захария, и пророс жезл древоделя Иосифа. И далее, как су-
дил Бог, поручили Иосифу Девицу Марью, только не для брака, а в со-
хранение и в соблюдение непорочного девства. Так что объясняется сим
слово Святой Девицы, бывшее к архангелу Гавриилу. Сказал же тот к
ней после приветствия: заченши Сын и наречеши имя Ему Исус, и дасть
Ему Господь Бог престол Давида, отца твоего, и прочее. И отвечала ему
Девица: како се мне будет, идеже мужа не знаю? Ибо Иосиф законно со-
четался браком, призван быв к этому. Не так же в ответ сказала Дева: от
обрученного со мной мужа законное все зачну. Но видим ясно, что не
для брака взял Девицу Иосиф, но на сохранение и на соблюдение. Ре-
ченное слово всякой истины исполнено: како се мне будет, идеже мужа
не знаю? То есть: не отдана мужу для брачного совокупления, но для
сохранения девства в чистоте и непорочности. И не для брака принял
Иосиф свою внучатую племянницу Марью из руки Господней. О сем
свидетельствуют все ереи. И ввел Иосиф Марию в дом свой, и передал
ей двух дочерей своих, чтобы умудрила она и вразумила их, так как
сама Мария жила в доме Иосифа со всяким целомудрием и чистотою. И
соблюдала у него Мария 6 месяцев положенный по обычаю пост.
О Благовещении
В лето 5499-е и в 36-е лето царствования Августова, месяца дистра,
то есть марта, в 25-й день, в день недельный (позже этот день недели
стали называть воскресеньем), в девятом часу дня, молилась Пресвятая
Богородица, и в тот час послан был от Бога архангел Гавриил, в город
Назареф к Пресвятой Богородице, и поведал ей все тайны о Единочад-
ном Сыне Божием, как в Евангелии изложено. И никто же не разумел
того, что произошло, из домашних Иосифа, и не возвестила Богородица
никому же, ни самому Иосифу, пока не увидела восходящим на Небе-
са Сына своего. Сего ради глаголет евангелист Матфей: и не разумеша
тоя, дондеже роди Сын свой Первенец, то есть: не разумели тайны Бо-
жией в ней, ни сокровенной глубины о ней, ни того, что совершилось.
Был день недельный сначала, в 25-й день месяца марта, первый лунный
день, что есть по лунному кругу месяц 1-й апрель. Сей месяц есть пер
вый в месяцах в году. 1-й день, в который прогнал Бог тьму: и рече Бог:
да будет свет, и бысть свет. Месяц же 6-й был от того времени, когда
Иоанн Креститель зачат был, ибо в тот месяц — праздник Обновления
и Прославления Ковчега. Тогда и вошел Захария в Святая Святых один
по закону покадить, и явился ему ангел Гавриил.
С того времени же считаются месяцы по лунному кругу, потом же
стали различать индикта месяцы по кругу. И сказала Девица Святая
Мария к ангелу: Како се ми будет, понеже мужа не знаю? Как прежде
говорили, есть другой некоторый смысл, — чтобы не возвращаться к
ранее сказанному, — в том, что значит мужа не знаю, то есть: не желаю,
к мужу влечения не имею, не ведаю похотения плотского. Не было дев-
ство Богородицы по воздержанию или по подвигу, как женское украше-
ние, и не по прилежанию к целомудрию, но девство Богородицы было
от естества изрядно, еже есть всем женам, и странно человеческое есте-
ство. Об этом же у пророка Езекииля: будут врата, еже на восток, затво-
рена, и никтоже может пройти сквозе ня, токмо Господь Бог Израилев:
той един внидет и изыдет, и будут врата затворена. И все пророки и
апостолы свидетельствуют, и отцы наши свидетельствуют, светильни-
цы и учителя Соборной и Апостольской Церкви также соглашаются.
Потому и великий Дионисий Ареопагит сказал о Христе, что Он паче
человека человеческая содея, и послушествует Девица Рождества, сущее
без болезни. Афанасий же Александрийский и Леон Pимский говорили
о Богородице, что она хотения мужеска не позна. О сем и все святые
соборы правоверные также свидетельствуют. И Яков Жидовин, который
тогда жил, написал о ней так: дабы во страны пременен, и Иже пред все-
ми рождейся, и осязан от бабы, обретежеся Девою, яко и прежде Рожде-
ства Девою. Рувим же иерей также свидетельствует: от бабы извещение
приим. И другие же некоторые, преславные вещи услышав, говорили:
изрядно, еже обрести, естество. И другие же вторили: паче устава есте-
ство бысть.
Святая же Девица, после того явления ангела, тотчас пошла в Виф-
леом ко Елисавефе. Жидовство же располагается в Вифлеоме, в высшем
месте в Галилее, выше чем Назарефь. Сего ради говорит евангелист
Лука: Марья же тече в горняя с тщанием в дом Захариин и целова Ели-
савефь. Мария же познала и уразумела видение ангела и словеса его,
что мужского пола дитя во чреве Елисавефи, и что Захария видел ан-
гела, и умолчал, и ничего не говорил, поскольку не мог. И тайну между
собою сохранили, и никому же не возвестили глаголанное ей. И прошло
три месяца, и спустилась Мария в Галилею, в дом Иосифов, и была по-
слушлива словом и обычаем, и образом свята. Лето же пришло, и чрево
ее выросло. И тогда Иосиф, видя святую и не зная, какие были о ней
таинства, в печаль впал, и замыслил изгнать ее из дома своего тайно,
и ангел Божий возбранил ему, как сказано у евангелиста Матфея. Во
время оно случилось быть переписи по повелению Кесаря Августа, и
взыде Иосиф от Галилея в Иудею, в град Давидов, иже нарицается Виф-
леом, зане бяше от дому и от царства Давидова. И пошел Иосиф со всем
домом своим на перепись по повелению Кесареву. Сыновей же своих
вперед послал и дочерей на перепись, и сам пошел написатися ему с
Марьею, обрученною ему женою, сущею непраздною. Святую же Бого-
родицу Марью сам Иосиф восприял на подъяремника (ослика) своего
и пошел. Не доходя же до Иерусалима, остановились они в селении
Вифлеомском, в котором было имение Саломии, тетки Богородицы, и
там пробыли Иосиф и Мария ту ночь. И бысть же, егда ту исполнишася
дние родити, и роди Сына своего Первенца Еммануила, и повит И́ , и
положи в яслех скотиях, зане не бе места има в обиталищи. И пастырие
бяху в той же стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем.
И се ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их, и убояшася
страхом великим. И рече к ним ангел: не бойтеся, се бо благовестую
вам радость велику, яже будет всем людем, яко родися нам Спас, еже
есть Христос Господь, в граде Давидове. И се вам знамение: обрящете
Младенец повит, лежащ в яслех. И внезапу бысть с ангелом множество
небесных сил, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу и
на земли мир, в человецех благоволение. И бысть яко отидоша от них
ангели на Небо, и пастырие реша друг ко другу: идем убо до Вифлеома
и видим глас бывший, иже Господь сказа нам. И, подвигшеся, приидоша
и обретоша Марию и Иосифа, и Младенец, лежащ в яслех. И видевше
же, сказаша о глаголе благословленнем о Отрочати сем. И вси, слышав-
ше, дивишася о глаголанных от пастырь к ним. Мария же соблюдаше
вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем. И возвратишася пастырие
вспять, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша, яже
глаголано бысть к ним.
О Рождестве Господа нашего Исуса Христа
В лето 5500-е родился Господь наш Исус Христос от Девы Марии
в городе Вифлеоме декабря в 25-й день, в пятницу, в 7-й час ночи, в
37-е лето царствования Августа. Потому воистину великим царем и са-
мым знаменитым Август могущественный был, обладатель всех цар-
ствий, поскольку в дни его царствования Господь, Царь всех, родился,
во времена царствования Ирода. И царствовал Август после Рождества
Христова 15 лет, а всех лет царствования его было 52 года.