Психология народов и масс (1895г. Гюстав Лебон)

Все о литературе. Отечественной и зарубежной. Классики и современники.
Обсуждение, мнения, комментарии.
Собственные произведения.
Ответить
Аватара пользователя
ЗаиусПО
бывалый
Сообщения: 841
Зарегистрирован: 21.01.14 10:28
Откуда: ЗаМКАД

Психология народов и масс (1895г. Гюстав Лебон)

Сообщение ЗаиусПО » 14.04.15 07:21

Еще в конце XIX-го века великий французский социолог Густав Ле Бон (Лебон) написал великую книгу "Психология толпы" (иногда переводимую как "Психология масс"). В 90-е годы у нас эта книга дважды переиздавалась. Эта книга была настольной у всех великих тоталитарных лидеров XX-го века - Муссолини, Гитлера, Ленина, Сталина; эта книга находилась в рабочей библиотеке каждого.

Интересно то, что его книгами пользовались не столько ученые, по крайней мере, не столько кабинетные ученые, сколько политики-практики. По крайней мере, они пошли впрок прежде всего тиранам; есть свидетельства, что Ленин, Сталин, Муссолини и Гитлер имели в библиотеках «Психологию толпы». Первый, по слухам, использовал её в качестве настольной книги.
Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину, а никак не образование новых черт. Каким же образом возникают эти новые черты?
Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Третья причина, и притом самая главная, обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, — это восприимчивость к внушению; зараза, о которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости. Чтобы понять это явление, следует припомнить некоторые новейшие открытия физиологии.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по характеру возбуждении, великодушными или свирепыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

В толпе нет предумышленности; она может последовательно пройти всю школу противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты. Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю. Говоря далее о некоторых видах революционной толпы, мы укажем несколько примеров изменчивости ее чувств.

Толпа всегда обнаруживает черты женского характера, и всего резче эти черты выражаются в латинской толпе. Кто опирается на нее, тот может взобраться очень высоко и очень быстро, но постоянно будет прикасаться к Тарпейской скале и всегда должен ожидать, что в один прекрасный день он будет свергнут с этой скалы.
Лебон настолько противоречивая и сложная фигура, что им всегда и восхищались и ненавидели. Но и запрещавшие его произведения ненавистники изучали их нисколько не менее внимательно, чем разделявшие его взгляды. И всегда находилось много желающих бросить в него или камень, или ещё что-нибудь.
Он был энциклопедически образованным человеком. Известны его труды по медицине, физике, истории, философии, психологии. Даже по принципам верховой езды. У Лебона были работы, посвященные вопросам поведения людей в экстремальных условиях тотального поражения и роли военного руководства, которые изучали в военных академиях не только Франции.
Кавалер Ордена Славы за участие в франко-прусской войне 1870-1871 годов (военврач).
В 30 лет он стал свидетелем торжества идей парижской коммуны. К счастью, не очень продолжительного. С тех пор он занимался вопросами психологии и социологии. Его книги — настоятельное предостережение нормальным людям.
Интересно то, что его книгами пользовались не столько ученые, по крайней мере, не столько кабинетные ученые, сколько политики-практики. По крайней мере, они пошли впрок прежде всего тиранам; есть свидетельства, что Ленин, Сталин, Муссолини и Гитлер имели в библиотеках «Психологию толпы». Первый, по слухам, использовал её в качестве настольной книги.


А вот до предупреждаемых его книги не доходили, а если и доходили, то с огромным трудом. Конечно, в СССР они были строго запрещены.
http://www.liveinternet.ru/community/28 ... t91732766/



Лично у меня есть вопросы:

1. Какие ещё есть подобные труды по теме?

2. Кто-то сталкивался с изучением Лебона или подобных трудов в программах ср.школы\ВУЗа\аспирантуры ? У нас в РФ или за её пределами?

noev
аксакал
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 24.09.12 16:52
Откуда: отсюда

Сообщение noev » 14.04.15 10:04

Кара-Мурза С.Г. "Манипуляция сознанием". Автор наш современник.

Аватара пользователя
ЗаиусПО
бывалый
Сообщения: 841
Зарегистрирован: 21.01.14 10:28
Откуда: ЗаМКАД

Сообщение ЗаиусПО » 14.04.15 10:28

Спс., почитаю. Статьи я его читал.

Он хочет проапгрейдить советское прошлое, взять оттуда всё хорошее. Но мне кажется в этом проявляется его идеалистическая сущность, тут прям конфликт с Лебоном который ещё в конце 19века раскатал чего будет на практике если люди уверуют в социалистические представления (которые у всех разные, зависят от ума, от образования) и начнут их воплощать в жизнь, что будет море крови и диктатура по-итогу.
Кара-Мурза так то правильно всё говорит, но это нужно сформировать у всех единое представление о том как надо себя вести. Что важно, нужно это прошить очень глубоко в человека, чтоб это работало не методом зомбированием и не угрозами насилия. Ну эт ещё критики (с левыми взглядами) тоталитаризма в 30-х писали.

Аватара пользователя
makar
посвященный
Сообщения: 16637
Зарегистрирован: 28.04.13 23:15
Откуда: кишинев
Пол: М

Сообщение makar » 14.04.15 11:17

а в трех предложениях можно сформулировать?

Аватара пользователя
ЗаиусПО
бывалый
Сообщения: 841
Зарегистрирован: 21.01.14 10:28
Откуда: ЗаМКАД

Сообщение ЗаиусПО » 14.04.15 11:52

Конечно можно makar :roll:, книга Лебона -настольная книга начинающего сектостроителя. Так? :D

Аватара пользователя
ЗаиусПО
бывалый
Сообщения: 841
Зарегистрирован: 21.01.14 10:28
Откуда: ЗаМКАД

Сообщение ЗаиусПО » 14.04.15 12:42

ПапаЛИВ, ага загуглю, благодарю.
А какие основные моменты у Бехтерва? Есть ли принципиальные отличия от Лебона?

Аватара пользователя
ПапаЛИВ
посвященный
Сообщения: 6752
Зарегистрирован: 24.12.13 09:48

Сообщение ПапаЛИВ » 14.04.15 14:08

[quote="ЗаиусПО"]

Не читал Ле Бона). А вот про Бехтерева скажу что при СССР достать было весьма сложно.

noev
аксакал
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 24.09.12 16:52
Откуда: отсюда

Сообщение noev » 22.04.15 20:58

Также Б.Ф.Поршнев какие-то модели с суггестией контрсуггестией выдвигал.

Аватара пользователя
ЗаиусПО
бывалый
Сообщения: 841
Зарегистрирован: 21.01.14 10:28
Откуда: ЗаМКАД

Сообщение ЗаиусПО » 24.04.15 08:39

noev, если не затруднит, можешь тезисами основные мысли Б.Ф.Поршнева расписать ?

noev
аксакал
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 24.09.12 16:52
Откуда: отсюда

Сообщение noev » 24.04.15 10:29

Суть позиции Б. Ф. Поршнева лучше всего изложена автором в его статье о сути суггестивного подхода к историческому анализу в названном выше сборнике. Она состоит в том, что суггестия, являясь клеточкой социальной психологии, в обыденной жизни не наблюдаема в её чистом, изолированном виде. Поэтому, во-первых, к ней трудно подобраться исследователю и, во-вторых, трудно убедиться в её значении для исторической деятельности человека. Но важным свидетельством в пользу разрабатываемого им подхода Поршнев считает то, что «суггестия более властна над группой людей, чем над одиночкой, а также, если она исходит от человека, как-то олицетворяющего группу, общество и т. п., или от непосредственных словесных воздействий группы людей (возгласы толпы, хор и т. п.)». С учетом этого обстоятельства Поршнев устанавливает значение суггестии для становления человека как общественного существа и утверждает, что «суггестия как таковая, в своем чистом виде, должна была некогда иметь автоматический, непреодолимый или, как говорят психологи и психиатры, роковой характер». Из этого следует, что психическая общность («мы») в идеале есть поле абсолютной веры, причем «полная суггестия, полное доверие, полное мы тождественны внелогичности (принципиальной неверифицируемости». Но (по аналогии с законом обратной индукции возбуждения и торможения) суггестия не получает абсолютной власти над человеком: суггестивное воздействие наталкивается на охранительные психические антидействия, и первый из таких феноменов — недоверие. Антитезой суггестии становится контрсуггестия. «Контрсуггестия и становится непосредственно психологическим механизмом осуществления всех и всяческих изменений в истории, порождаемых и не зовом биологической самообороны, а объективной жизнью общества, противоречиями и антагонизмом экономических и других отношений», — утверждает Поршнев и замечает, что рассматривает здесь не причины, приводившие людей в разных исторических условиях к срыву принуждающей силы слова, а сам психологический механизм негативной реакции на суггестию, который усиливался в ходе истории и посредством которого история менялась.

По Поршневу, суггестия не исчезает в ходе истории, по мере роста и усложнения контрсуггестии она приобретает другие формы. Но и сама контрсуггестия меняется: из простого отказа от послушания людским словам она превращается в ограничение послушания разными условиями. По ходу истории человеку все более важно не только то, от кого исходят указания, требующие повиновения. «Он хочет, чтобы слова ему были понятны не только в своей внушающей что-либо части, но и в мотивационной, то есть он спрашивает, почему и зачем, и только при выполнении этого условия включает обратно отключенный на время рубильник суггестии».

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя