Путешествие в другую Грецию. Святая Гора Афон(2)

Все о литературе. Отечественной и зарубежной. Классики и современники.
Обсуждение, мнения, комментарии.
Собственные произведения.
Ответить
Аватара пользователя
Yannis_Epsylon
любитель
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 20.12.20 01:49
Откуда: ΕΛΛΑΣ ( ГРЕЦИЯ )
Пол: М

Путешествие в другую Грецию. Святая Гора Афон(2)

Сообщение Yannis_Epsylon » 06.01.21 21:05

САД БОГОРОДИЦЫ НА ЗЕМЛЕ- СВЯТОЙ АФОН

(Впечатления, мысли и откровения)
Сентябрь, 2007 года

Святому Афону,
со смирением и любовью,
посвящается.


В сентябре месяце 2007 года я гостил несколько дней в монастыре Святого Георгия в горах Пеллопонеса в Южной Греции.
После этого у меня появилась неожиданная возможность посетить Святую Гору Афон.
На Афон попасть не так уж легко.
До приезда тебе надо позвонить в представительство, дать все свои даты и тебе только через месяц назначат день визита.
Короче, разрешается пребывание мирского человека на Святом Афоне только 4 дня, после чего ты должен покинуть его территорию.
Я оказался везунчиком.
Когда звонил в представительство- мне сказали, что только через месяц мне дадут разрешение на вход.
Потом, после настаиваний и попыток- мне дали специальное разрешение для экстренного въезда в Афон в Ватопедский монастырь, без права посещать другие монастыри.
В момент, когда мне пришло разрешение, я беседовал как раз о своих планах побывать на Афоне с монахом монастыря Святого Георгия в Пеллопонесе братом Антонием.
Мы сдружились и называли друга друга так: брат Антоний, брат Иоанн.
Беседу прервал звонок жены из Афин:
- Слушай, тебе дали разрешение, экстренное конечно, поэтому готовься- скоро ты должен уезжать, чтобы успеть к вечеру быть в Урануполисе, чтобы утром следующего дня быть на корабле, который отвезет тебя а Афон. Торопись!
- Жена?- спросил меня брат Антоний.
- Она, брат... слушай новость: мне все таки дали экстренное разрешение на въезд в Афон, завтра я должен быть там, поэтому мне надо сейчас же собирать вещи и уезжать, до Урануполиса далеко- 800 км. Надо успеть.
- Рад за тебя, брат Иоанне, вижу, Господь борется за тебя, значит, что то ты для него представляешь, раз Он заставил Высшую Эпистасию изменить свое начальное решение. Господь что то хочет от тебя, впуская тебя в Афон раньше времени . Со временем узнаешь. Не всем это делают, молодец, но смотри- не возгордись...
- У меня нет времени гордиться, брат, мне надо торопиться, успеть быть там к вечеру, я пойду сейчас в келью, соберу вещи и... надо ехать...
Пока я готовил вещи, брат Антоний приготовил мне кофе.
Я выпил кофе одним глотком и встал попрощаться.
- Иоанне, брат, ты покушай что нибудь сначала, потом поедешь.
- Одного кофе мне предостаточно, брат Антоний, спасибо, надо идти.
- Иди сначала поклонись Богоматери перед дорогой, потом мы попрощаемся.
Я побежал в церковь, зажег свечку, перекрестился, поцеловал икону Богоматери и стал перед ней на колени.
- Дай мне знак, Матушка Святая, меня простит Афон?
Я не почувствовал никакого знака.
Вздохнул, поцеловал снова Святую Икону и вышел.

Попрощался с монахами монастыря, говоря им, что еду сегодня на Афон, они благословили меня и пожелали доброго пути, прося быть осторожным в дороге и не гнать машину с излишне большой скоростью, потому что я им сказал, что к вечеру я должен быть в городке Урануполис в Северной Греции, рядом с границей Святого Афона. Мне предстояло преодолеть за один день приблизительно 800 километров пути, чтобы утром следующего дня быть в порту Урануполиса, чтобы на корабле прибыть в Афон.
Сел в машину и отъехал на несколько десятков метров от монастыря.
Какое то чувство заставило меня остановить машину.
Вышел из машины, чтобы кинуть последний взгляд на монастырь, в котором гостил, перекрестился и увидел монаха Антония, стоящего на крае стены монастыря, наблюдающего за мной.
Я помахал ему рукой и крикнул:
- Прощай, брат Антоний! Когда нибудь я снова приеду навестить тебя и других братьев!
- С Богом, брат! Будь осторожен в пути и не гони машину слишком, особенно в горах. Доброго пути!
- Антоний! Когда прибуду в Афон- обещаю тебе зажечь свечку за тебя и за отца Геннадия!
- Спасибо! Прощай брат! С Богом!
Я сел снова в машину и поехал.

Уже позади прекрасное горное озеро рядом с монастырем, окруженное дремучим горным лесом, уже позади несколько сел, дорога стала пошире и свободнее и я погнал машину, вопреки наставлениям братьев монахов.
Вкоре я вышел на большое шоссе и двинулся на север.
Пеллопонес, Аттика, Центральная Греция, Фессалия, Салоники, полуостров Халкидика, где на самом его краю, на третьей ноге- миниполуострове находится Святая Афонская Гора.
Гнал машину почти безостановочно, только когда мне хотелось пить останавливался в горных родниках, чтобы выпить чистой и ледяняще холодной воды в тишине, на природе, далеко от всех сует.
Все было хорошо.
Успел все таки пригнать машину к Салоникам гораздо раньше, чем сам предполагал.
К вечеру того же дня я был уже за городом Салоники на шоссе, которое ведет в Халкидику, красивый горный полуостров, покрытый дремучими лесами.
И вот здесь, в Халкидике меня Сверху проучили...

- И все таки ты молодчина,- сказал я себе весело, слушая в машине музыку, ты посмотри, почти безостановочно, только для питья, ничего не кушая, гнал вперед машину по горам и по равнинам, почти что всю Грецию пересек за какой-то один день и не чувствуешь совершенно никакой усталости... ну ты просто молодец!

Ах, эта гордыня что может тебе натворить...
Я забыл, бедняга, что еду на Святое Место, на Гору Пресвятую, чтобы поклониться Господу Богу Всемогущему.
Я забыл, что когда идешь к Господу Богу- ты должен оставить в сторону все свои дурацкие умничания, всю гордость, все суетные земные дела, все свои глупости...

Я забыл, что когда идешь к Богу, ты должен наполнить свое сердце смирением и только смирением...
Эти добры молодцы Сверху нашли один простой и совершенный способ меня проучить и поставить на место, заодно и прибавить уму, другими словами, как я обычно выражаюсь на форумах- придавить как червяка эту задиристость души.
Все случилось настолько просто и гениально, что только Они, как я называю Их- воспитатели гавнистой от греха души- умеют все организовывать и ставить все на свое место...
На хорошо освященной, пусть даже горной дороге, полный гордости за свои способности водить быстро и точно машину когда надо- я наехал на большую яму на асфальте, так, что две шины машины, передняя и задняя справа от меня- разорвались на части.
Машина начала брыкаться и не слушаться.
Я остановился на краю дороги справа и вышел посмотреть, что произошло.
Мне показалось, что я может задавил какую нибудь лису нечаянно, я видел их во множестве на горной дороге.
Никакой лисы, шины разорваны на части, машина двигаться не может, один ночью в горах, в лесу на дороге...
- Допрыгался, сказал я себе,- теперь что будем делать?
Сейчас 11 часов вечера, Пятница, Салоники уже далеко позади, все закрыто и ты один в горах будешь ночевать и проводить время с лисицами и опоздаешь на Афон, который в двух шагах от тебя...
Я понял, что мне Сверху дали подзатыльник достаточно хороший, чтобы в следующий раз не выпендриваться гордостью и заоодно посмотреть, как я буду выкарабкиваться из положения.
- Ну не могли бы вы Сверху хотя бы рядом с городом мне все это устроить?- крикнул я в ночной тишине.- Вам гадам легко, вы Сверху, нет у вас нужд как у меня, если бы я имел такую же силу, как и у вас- посмели бы мне все это устроить? Я бы вам такое устроил бы в ответ... Небесные ...
Потом понял- ворчать бесполезно, славь их, или ругай- все равно тебе придется выкарабкиваться из ситуации, а не им- что случилось, уже случилось, назад вернуть уже ничего нельзя.

- Что мне теперь делать?- спрашиваю самого себя- в такой поздний час что можно предпринять? И какой черт меня подбил думать такие вещи, Господи, ну куда же глядели мои глаза в дороге, ведь я смотрел вперед и кажется видел все- как я не заметил эту дурацкую яму на дороге?
И мой внутренний голос сказал мне:
- Ты не смотрел вперед, а внутрь себя, наслаждаясь самим собой, несовершенным, больше чем положено было бы...
Моя же душа дала пощечину моему уму и мне, «умнику» впридачу.
Взял мобильный телефон, но тут же сообразил, что я не знаю ни одного телефона в Салониках.
Звоню жене в Афины.
- Где ты сейчас?- спрашивает меня жена.
- Где? Да я сам не знаю где точно. Где то в Халкидике, в горах, на дороге из Салоник. Шины разорваны, налетел на яму.
- Сворачивал по дороге куда нибудь, или ехал прямо?
- Ехал прямо, никуда не сворачивал.
- Закрой телефон, чтобы не тратить батарею, я позвоню в дежурное агенство в Афинах чтобы узнать телефон в Салониках, попробуем так, из Афин сообщат Салоникам о тебе, может найдут тебя из Салониках. Потерпи немного, я скоро снова тебе позвоню.

Уже начало холодать, я сел снова в машину, чтобы согреться. Никакого желания слушать музыку больше не было- только одно желание было- как бы побыстрее выкарабкаться отсюда. И как назло не проезжает в этот час никакая машина.
Через полчаса мне снова звонит в мобильник жена:
- Слушай внимательно: я сообщила в агентсво в Афинах что случилось с тобой, дала им номер, марку и цвет машины, сказала им, что не знаешь точно где находишся, но находишся прямо на дороге из Салоник в Халкидику, что никуда не сворачивал. Они сообщили в Салоники в свое агенство и тебя уже направились искать. Сиди там – они тебя найдут, уведут обратно в Салоники чинить машину. И почему ты невнимателен был на дороге? Куда ты глядел? Сколько раз я тебе говорила- будь осторожен, не гоняй машину, вот снова придется тратить столько денег, деньги, выброшенные на ветер, почему ты всегда делаешь все по своему... и т.д. и т.п. .

- Спокойной ночи, - сказал я ей в ответ,- понимая, что спорить с ней было бы бесполезным делом, еще хуже бы вышло да и нервы бы себе попортил впридачу, и не убеждая ее ни в чем.- Буду ждать их и когда починят машину- позвоню снова. Целую!- и закрыл телефон.
Все хорошо, славная, толковая, хозяйственная, заботливая, но вот язык у нее длиннее своего же роста- подумал я улыбнувшись- карма, что поделать, придется терпеть...
Вскоре послышался издалека шум мотора, появились цветные мигающие огни в темноте.
Это за мной приехали... нашли...
Загрузили машину и двинулись назад в Салоники.
Говорю водителю:
- В Салониках найдем где починить машину в такой поздний час, или придется ждать утра?
- Найдем, не волнуйся, в пригороде кстати есть один, который открыт 24 часа в сутки для таких дел.
На мое счастье, мы нашли быстро мастера в пригороде Салоник.
- Что случилось, земляк, на яму налетел?- спросил меня мастер, осматривая разорванные начисто шины машины.
- Да, по хорошо освяшенной дороге с открытыми глазами и головой, полной дурацкими вещами,- ответил я.
- Откуда ты?
- С Афин. Проехал благополучно всю Грецию и вот перед дверью Афона влип как дурак.
- Ты едешь на Афон?
- Да.
Мастер крестится, вынимает из кармана 2 евро и дает их мне.
- Что это?- спрашиваю его.
- Возьми и зажги за меня там свечку.
- Не надо. Я зажгу там за тебя свечку- обещаю.
Починили наконец машину, поставили новые шины, уже настало 2 часа ночи.
Мастер показал мне дорогу как выбраться отсюда и двинуться снова по дороге, ведущей в Урануполис, откуда я должен был двинуться в Афон.

На этот раз вел машину скромно, осторожно и не торопясь.
И вдруг почувствовал страшную, откуда то появившуюся усталость и решил остановиться в одном маленьком городке Арнея, чтобы поспать хотя бы несколько часов в гостинице и утром продолжить путь в Урануполис.
Нашел одну маленькую гостиницу, искупался и упал изнеможденный на кровать.
- Как видно, эти Сверху нашли способ одним ходом поставить на свои места две вещи,- подумал я, засыпая,- меня остановили из за взрыва гордыни, чтобы проучить и в то же время остановили, чтобы спасти, потому что так, как я гнал машину, оставил бы свою дурную головушку ночью в каком то обрыве здесь в горах.
Ты посмотри... тебя не останавливают так просто, наказание с их стороны имеет всегда поучительный характер, они теребят тебя, потому что в глубине души любят, им хочется, чтобы ты был более хорошим, более человечным, более близок к Ним и этого можно добиться только смирением... Смирением и ничем больше... По существу Бог знает намного лучше как быть и по существу Он спас меня от худшего. Срасибо Тебе, Господи,- говорил я себе, - завтра приеду на Твое Святое место более скромным, более смиренным, таким, каким Ты хочешь, чтобы я был... На все воля Твоя Святая...
Я уснул.

В 7 утра я уже в машине и продолжаю путь в Урануполис.
Утренний туман в горах, бесконечные густые леса, дорога зиг загом.
Какая красота кругом!
Солнце постепенно начало рассеивать туман и красота здешних мест стала еще более яркой.
Проезжаю мимо села Стагира- родины Аристотеля...
В центре села, на площади- памятник великому философу Древней Греции.
Потом опять горы, леса... и такая тишина...
В Урануполис я прибыл в 8 утра.

Парковал машину и зашел в Бюро паломников, чтобы взять документ- разрешение на въезд в Афон.
Монахи спрашивают мое имя и просят показать им мое удостоверение.
Сверивают со своими данными в компьютере и вскоре мне дают в руки удостоверение, которое гласит, что такой то и такой то, грек по национальности, православный христианин по вере, имеет специальное разрешение на въезд в Афон и право гостить на территории Афона в Ватопедском монастыре 4 дня, после чего должен покинуть территорию Афона. Подписи игуменов, членов Высшего Совета Афона.
Я беру удостоверение и направляюсь в порт, который находится метров в 200 от бюро паломников. Беру билет. Корабль, который отвезет нас в Афон, называется « Святой Пантелеимон», принадлежащий Афону.
Таможня...
Полицейские осматривают наши вещи, еще раз проверяют документы и пропускают в корабль.
Скоро отчаливаем.
Смотрю со стороны моря на пейзажи Афона... монастыри...
Первый раз я приезжаю в эти места.
Корабль полон паломников со всех православных стран- греки, русские, румыны, болгары, сербы...вскоре увидел и людей других догм: англичан, американцев, немцев, но большинство паломников были православные.
Чайки летают рядом, так рядом, что можно расмотреть их черненькие глазки.
Многие кидают им кусочки хлеба, чайки ныряют прямо в воду, чтобы схватить хлеб, некоторые умудряются схватывать хлеб прямо на лету...
Смотрю на воду, полную огромных различных видов рыб , такое изобилие я в первый раз в жизни вижу, здесь им не угрожает ничего- рыбной промысел и охота на диких зверей запрещена на территории Афона- поэтому живая природа здесь в изобилии, которого я даже не представлял себе.
Здесь нашли убежище от дикой современной жизни не только люди, но и дикие звери и рыбы, которые плодятся свободно без никакого вмешательства человека.
Только Господь Бог решает на Афоне как умрет любое живое существо- здесь человек не вмешивается в природный процес, он занят самим собой и молитвой за спасение своей души и всего мира.
Девственная природа, чистый воздух, кристально чистейшие морские воды...
«Таким наверное был мир до греха Адама и Евы»- появилась мысль.
До какой же степени грех испортил и исковеркал все, заражая своим зловонием природу, людей, воздух, мысль, чувство, душу...
Афон еще противится, отстаивает свое право жить по другому, вдали от общества и его криминальных для души и тела обычаев.
Афон со своим необычным видом жизни говорит всему мирскому
- Нет!
Наконец я вижу тебя, Святой Афон... наша ты православная, неприступная духовная крепость на земле...
Смотрю со стороны моря на монастыри и глаза наполняются слезами...
Не знаю почему... нет никаких объяснений... просто так, глаза полны слез...
Что то очень дорогое и святое, очень родное колыхает в душе.

Это волна Православия, которую мы носим в себе, унаследованную от предков, которая запечатлилась в твоем ДНК, находится в твоих клетках, затаившаяся и в подходящий момент встающая во весь свой рост, пробудившаяся, или точнее пробуждающая тебя и кричащая тебе своим великим всепобеждающим голосом:
- Я здесь! Всегда я была здесь и всегда буду здесь!
Я никогда не был ни святошей, ни фанатиком, веру я просто уважал, но сейчас, смотря на Божьи Крепости на земле- я начал ЧУВСТВОВАТЬ веру.
Сознание всколыхнулось.
Поэтому наверное появились ни с того, ни с сего слезы на глазах, слезы чистки души...
Встрепенулась когда-то захороненная, и как оказалось- всегда живущая религиозность, о которой я даже не подозревал, она всегда жила тайком, ожидая своего часа...
Святой Афон, Божий Сад на земле, смиренно я пришел поклониться тебе...

Отправлено спустя 8 минут 33 секунды:
Причаливаем в крохотный портик Дафни, все выходят.
Я держусь как только могу...

Специально выхожу из самых последних, чтобы дать себе время взять себя в руки.
Спускаемся по лестнице и я повторяю себе без конца:
«Смотри не плачь, когда нога ступит на землю Афона».
Нога ступает на Святую Афонскую Землю, делаю несколько шагов, меня пошатывает, чувствую себя слабым, беззащитным, грешным и ничтожным, оставляю вниз сумку, сажусь на землю и начинаю плакать, не обращая внимания ни на кого, стыд ушел, полное безразличие к тому, что подумают другие.
Афон заставил меня заплакать, заплакать сильно своим величественным молчанием...
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.
Пресвятая Богородице, Матушка Родная, спаси нас...- губы сами твердили это, глаза сами плакали- я уже тут был ни причем, меня уже не было...
Через несколько минут пришел в себя, наконец то взял себя в руки и пошел к остановке автобуса, где все уже сели и ждали, когда войду и я.
Никто не вымолвил ни слова. Никто не спрашивал ничего. Молчание. Сел на одно место, к окну.
Маленький автобусик двинулся.
Наравляемся к Карее- крохотной столице Афона.
Кругом простота и тишина, время здесь имеет свой ход, свой стук часов, совершенно другой от внешнего суетливого мира.
Здесь хочешь не хочешь, все тебя успокаивает, заставляет остановиться и на миг задуматься о некоторых вещах...
Здесь работают духовные часы, есть и такие часы, и эти часы можно увидеть только глазами души на Святом Афоне...
Подсознательно чуствуешь, что здесь, в этих местах прячется великая правда, которая не преподается тебе готовая в тарелочке.
Ты сам должен ее найти.
Чтобы ее найти- радары твоей души должны быть открытыми, тогда ты ее ПОЧУВСТВУЕШЬ, потому что она бродит по всем этим Святым Местам, наполняя собою воздух, море, горы, деревья, дороги, небо...
Маленький, крохотный автобусик по горной дороге поднимается все выше и выше, направляясь к Карее.
Смотрю из окна на пейзажи.
Невероятная красота... чудо природы на земле...
Афон прекрасен, нет слов описать эту Божественную красоту его природы.
Господи, думаю, какое же у Тебя такое великое вдохновение было, когда Ты рисовал как Художник эти места... тут Ты проявил свое невероятное исскуство... знал Ты заранее, Боже Всемогущий, что эти места будут посвящены позже Твоей Пресвятой Матери, Богородице...
Кругом густые вечнозеленые леса, грунтовая дорога с бесконечными поворотами...
«Почему же они не асфальтируют тут дороги?- спрашиваю самого себя- не может быть, здесь есть какая то причина... как вижу, они не хотят асфальтировать дороги... почему?
Только ради традиции? Нет, здесь что то более глубокое прячется, это неспроста...
Уже видно море вдали и внизу, а мы продолжаем подниматься все выше и выше... Панорама захватывающая, что и говорить...
Грунтовая дорога, и облака пыли после нас...
Начинаю рассуждать, используя знания, которые приобрел, читая Диагностику Кармы Лазарева, в надежде увидеть какой получится ответ на вопрос о грунтовых дорогах на Святом Афоне.
...Чтобы почувствовать Божественное- должно отступить, ограничиться, отойти в сторону, унизиться в конце концов человеческое, т.е. земное.
Земное- это телесный комфорт, легкая жизнь, удовлетворение живота, желаний- тела в конечном счете.
И тело, каждое тело по существу хочет две только вещи: поесть, чтобы выжить и насладиться сексом, чтобы продолжить, увековечить себя.
Еда и секс- это идеология тела, каждого тела.
И тело, как неотъемлимая составляющая животного и земного без конца требует: «Дай! Дай большего и лучшего!»

Телесный комфорт толстой темной пеленой закрывает тебе видение Божественного, ты забываешь Божественное, ныряешь в материю, придавливашься смертельно в нее, ты уже приклеен к ней как муха приклеивается к ловушке из ленты и клея и уже тебе без Божьей помощи не выбраться, ты пропадешь.
Материя в больших дозах токсична для обычного человека, у которого уйма слабостей и пороков и очень мало добродетелей, она превращает его в животного.
Телесный комфорт превращает тебя в потребителя и потребитель никогда не может быть по настоящему верующим.
Вся твоя жизненная энергия затрачивается на удовлетворение желаний живота, т.е. тела.
Духу мало что остается.
Ограничение тела и приоритет духовного экономит необходимую энергию для развития и пробуждения души.
Значит, ограничение телесного комфорта, подача телу только необходимого для содержания как транспорта души в материальном мире, ты отпускаешь всю остальную энергию развитию души, в конечном счете - цивилизированию души.
Потому что только добродетельная душа может увидеть Бога и никогда- тело.
И если высшая цель- это увидеть в один святой день Господа Бога, тогда мы будем заботиться прежде всего о душе, которой предстоит когда то увидеть Его снова...
И эти грунтовые трудные дороги, которые ограничивают твой телесный комфорт- эту значит цель преследуют.
И даже эти трудные грунтовые дороги Святого Афона играют выжную роль в обучении души и тела.
Телесная тренировка помогает и телу и душе.
Помогает телу стать более гибким и пластичным, более послушным, помогает стать помощником, а не тяжестью душе, помогает и душе, которая готовится дать экзамены на добродетельство перед Господом с приходом Святого Часа.
Мы прибыли в Карею.
Все вышли из автобуса, было еще некоторое время в запасе для очередного автобусика, поэтому я пошел прогуляться и посмотреть на эту крохотную столицу Святого Афона.

Все тут напоминает типичное горное село с его домами из камня.
Несколько магазинов, в которых есть только необходимые вещи: продукты питания, инструменты для земляных и прочих работ, церковная утварь, святые иконы и книги Старцев и Отцов Церкви.
Наряду с христианской литературой выставлены и книги древних греческих философов.
Христос и Греция... христианство и древнегреческая философия...
Вспомнил фразу- призыв, услышанную в радиопередаче Греческой Православной Церкви:
«Храните нежно с любовью в своем сердце две великие правды: Христа и Грецию».
В скромных магазинчиках Кареи, столицы Афона есть только то, что способствует развитию тела и души.
Все остальное просто здесь не существует, ему не место здесь.
Ни рекламных вывесок, ни бары, ни кафетерии, ни дискотеки.

Очень мало машин, большинство машин- общественный транспорт, много бульдозеров и строительных кранов-все дышит здесь работой на благо всех. В воздухе висит эта мысленная, невидимая, но осязаемая информация общественного, а не индивидуального, информация «мы», а не «я».
Мне все время казалось, что я нахожусь в своеобразном религиозном коммунистическом обществе на земле.
Бог и коммунизм, на этот раз – коммунизм от Бога...

Вспомнились слова, сказанные Старцем Паисием:
«Общественная проблема будет решена или Святым Евангелием, или бандитским ножом».
Сажусь в еще более маленький автобусик, который отвезет меня и некоторых еще паломников в Ватопедский монастырь.
Водители- монахи.
Едем по еще более трудной грунтовой дороге, среди гор и лесов.

В нескольких километрах от монастыря нас останавливает местная охрана.
Впервые вижу так называемых «внутренних офицеров» Святого Афона, на их черных пилотках две серебрянные буквы «А» и «О»
(Агион Орос = Святая Гора)
Они проверяют наши документы, сверяют каталог паломников на сегодняшний день, отдают нам назад документы, открывают дорогу и пропускают.
- С Богом!- говорят и прощаются.
Мы едем дальше.
Вдалеке уже появился Ватопедский монастырь, издали он своим внешним видом со своими каменными стенами напоминает средневековую крепость.
Я уже в Ватопедском монастыре.
У входа в монастырь нас принимают монахи, ответственные за паломников.
Проверяют документы и записывают имена посетителей.
Пришел и мой черед.

Я подаю свое удостоверение и разрешение на вход в Афон.
Монах осматривает документы и любезно спрашивает:
- Вы значит, врач?
- Да.
- Напишите, пожалуйста Вашу специальность.
Я прибавляю к колонке о професии рядом с врачем и слово- кардиолог.
- Все хорошо теперь. Проходите.
- Спасибо.
Я вместе со всеми вхожу в архондарик- место где предназначено гостить мирским паломникам.
Там нас монахи угостили сладким лукумом и стаканом свежей холодной воды.
Когда угощение было окончено, монах, занимающийся распределением паломников в комнаты, попросил всех послушать внимательно что он нам скажет.
- Пожалуйста, соблюдайте на всей территории монастыря тишину, вы можете выходить свободно в любой час из своих комнат, по одному или группой, только пожалуйста не шумите, не говорите громко, не нарушайте порядка- соблюдать везде тишину.
Не мешайте монахам.
Пожалуйста, одевайтесь на территории монастыря прилично и скромно.
В комнатах, если кто- нибудь будет вас задевать или вам мешать- не ругайтесь, просто сообщите мне и я займусь этим.
Если увидите, что вашему ближнему плохо, если с ним что- то случилось серьезное- пожалуйста, сообщите немедленно мне.
Курение строго запрещено на территории монастыря.
Для курильщиков есть только один балкон в соседнем здании, я его вам покажу- только там можно курить и нигде больше.
Вы можете пить кофе в любом количестве в том же самом здании с 8 утра до 9 вечера бесплатно.
После 9 вечера машина для кофе закрывается.
Каждое утро, в 5:30, вам будут стучать деликатно дежурные монахи в дверь, сообщая вам начало службы.
Кто желает- может пойти, кто не желает- пусть делает по своему усмотрению.
Пребывание и пища здесь для вас всех бесплатна.
Вы будете питаться со всеми монахами одинаково два раза в день- утром и вечером.
В вашем распоряжении в архондарике горячая и холодная вода круглосуточно, тепловые установки, туалет, телефон для экстренных случаев.
Вы имеете право пребывания в нашем монастыре максимум 4 дня, после чего вы должны покинуть не только наш монастырь, но и территорию Афона.
А теперь подойдите по одному или группой чтобы я распределил вас по комнатам для посетителей.
Я подошел к монаху, когда пришел мой черед.
- Вы один?- спросил меня монах.
- Да, один. Пожалуйста, если это возможно, можно мне быть в комнате совершенно одному?
Монах любезно мне ответил:
- Я постараюсь сделать все возможное, чтобы дать Вам комнату одному. Но если у меня не выйдет, я буду вынужден устроить Вас с другими. Подождите немного, я Вам сообщу позже что у меня получится.
- Спасибо,- сказал я монаху.- На все воля Божья. Я подожду в стороне.
Пока я разглядывал святые иконы на стенах архондарика, монах устраивал других паломников по комнатам.
Через пять минут он подозвал меня.
- У меня получилось. Я Вам дам комнату и Вы будете один. Но если появится необходимость, я буду вынужден поместить туда еще другого.
- Большое спасибо.
Монах отвел меня в комнату, предназначенную мне.
Я поблагодарил его еще раз.
Он вышел и я начал устраиваться.
Скромная, теплая маленькая комната, с окна- вид на море и горы, мебель- только неободимая: две кровати, стол и стул, настольная лампа, вешалка для вещей, рядом с кроватью тумбочка с Евангелием из библиотеки монастыря.
Я устроился прекрасно и начал наслаждаться этой Божественной, так необходимой, измученной стресами душе тишине, покою и умиротворению...

Я в церкви. Уже вечер.
Наблюдаю с интересом как входят в церковь монахи.
Молодые из них - большинство.
Стройные, подвижные тела движутся как будто по воздуху.
Их черные рясы шелохают в полумраке, они по одному подходят в святым иконам, кланяются Богоматери, крестятся, пред Честным Древом, кусочком от Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос- падают на колени и касаются лбом пол.
Потом встают, оголяют голову и целуют Святой Крест.
Как они ведут себя перед Богоматерью!!!

Почтение, благоговение и любовь...
Потом снова каждый монах кланятся на все четыре стороны- вперед Честному Кресту, налево- Богоматери, направо- Иисусу Христу и на последок назад- всем мирским паломникам, пришедшим навестить ихний монастырь.
Только потом занимает свое место в хоре, готовящимся отпевать службу.

Входят, шаркая, немного пошатываясь древние старцы, всю свою жизнь посвятивших Афону.
Рядом со мной прошел один такой древний- древний старец, пошатнулся, я моментально схватил его за локоть, чтобы он не упал, шептя ему:
- Святый отче, разрешите я Вам помогу приблизиться к иконе, я поддержу Вас и потом отведу присесть...
Он даже не посмотрел на меня.
Его глаза были направлены на икону Богоматери.
Он сделал мне знак рукой: «оставь, я сам».
Я вынужденно выпустил его, и он, пошатываясь, подошел к иконе, перекрестился, упал перед нею на колени и замер, потом, напрягая всю свою силу воли, сам поднялся, и пошатываясь, приблизился к другим иконам, кланяясь до земли, и отдавая почести всем святым.

Потом приблизился ко мне, я встал моментально и дал ему присесть.
Только тогда он всмотрелся в меня, только тогда я увидел полностью его лицо...
Какое древнее лицо... наверное ему уже под 100 пошло...
Он перекрестил меня и я схватил его руку и поцеловал со смирением.

Входит игумен, почтенный старец Ефрем, держа в руках бастон.
Садится на трон, отведенный ему.
К нему подходят монахи, кланяются ему как отцу и целуют ему руку.
Он их благословляет каждого по отдельности.
Начинается служба. Монахи поют многоголосовым хором... полумрак... никакого электричества, только зажженые свечи... святые средневековые, старинные иконы... на стенах росписи древних лет...все также, как и тогда, в Византии...
Ничего не изменилось по существу.
Я живу моменты старой великой Византийской империи...
Как грек, я чувствую прилив эмоций, кусочек давным давно забытой истории повторяется, разворачиваясь перед тобою вновь...

В памяти всплывает старый греческий пеан:
«Снова с годами, с временами, снова все нашим будет,
Не плач за Великий Город Константина, Богоматерь, снова мы его подарим Тебе...»

Господи! Как красиво отпевают службу монахи!... Кристально чистые мужские бравые голоса, гармонически слышатся одним и в тоже время многоголосовым хором...
Единство в многогранности... в этом есть секрет.
Я начал думать:
«Гармония в конце концов- это множество различных вещей, собранных талантливо в одно целое, в одну семью, где каждый, сохраняя свою индивидуальность, дополняет другого и другой делает то же самое. Этим сохраняется мир и устраняется война различий. Гармония и мир- в конце концов- это все одно и то же...но все это обеспечивается любовью и только любовью и ничем больше.Это аксиома, это закон законов».
Я очарован церковным пением монахов, тайком умоляю Бога, чтобы не закончилась служба, чтобы быть здесь и слушать их пение... как успокаивается душа и очищается от всего этого зловонного мирского мусора...
Смотрю с благовением на старинные иконы...
Серьезные, сосредоточенные лица, которые выражают борьбу души над телом, попытку подчинить капризное и зависимое от всего что можно придумать тело...
Вечно свободная душа, закрытая во временную тюрьму материи,т.е. тела...
Радость и боль, счастье и несчастье- все собрано и связано в одно целое, над которым господствует Ее Величество Любовь, Бог...
Но как получается соединить в одно гармоническое целое столько различных на первый взгляд вещей?
Сердце, которое умет любить- соединяет все что угодно.
Инструмент Бога- Любовь, Бог и Любовь соединились в Одно Целое и стали Богом- Любовью...
После литургии мы все пошли в здание, находящееся напротив церкви- трапезу, как это называют здесь, чтобы покушать.
На площади монастыря собрались все: почтенный старец игумен Ефрем, монахи, мирские .
Два монаха открывают старинную тяжелую дверь трапезы.
Сначала входит игумен, за ним монахи и потом мирские.
Я вхожу в трапезу...
Огромный зал, старинные мраморные столы и деревянные скамьи, на столе еда, старинные росписи на стенах со времен средневековья из сцен Ветхого и Нового Завета...
Горят свечи...

Закрывается плотно и запирается снова старинная тяжелая металлическая дверь трапезы.
Все садятся, потом встают на молитву перед едой.
Кончается молитва и все снова садятся за стол.
На столе- никакого мяса, его здесь не употребляют, тарелки, стаканы, кувшины, вилки, ложки и ножи- все из железа.
На каждом столе- холодная вода, огурцы, сладкий перец, хлеб, яблоки, виноград.
Подают горячий овощной суп (вкуснятина- надо признаться).
Дежурный монах следит за каждым столом, особенно за столами мирских, добавляя им свежую воду, хлеб, овощи, фрукты, суп, спрашивая каждого, если он насытился или нет, чтобы добавить.

За трапезой запрещены разговоры, все едят молча : и монахи и мирские, все слушают одного монаха, который находится на трибуне, приклеенной высоко к стене, он держит в одной руке зажженную свечу, а в другой- книгу и читает всем поучительные душеспасительные истории.
Все едят молча, слушая чтение.

В некоторых наиболее важных местах чтения вмешивается игумен, и тогда читающий монах почтительно замалкивает и ожидает конца речи игумена.
Игумен поясняет значение наиболее важных моментов поучительной истории и когда кончает- дает знак монаху продолжить чтение.
Некоторые мирские, нарушая правило, начали между собой разговоры и смех.
К ним подходит монах, спокойно и любезно просит их прервать разговор и слушать чтение.
И в то же время спрашивает, если они хотят добавить им еду или воду.
Они говорят:
- Нет, спасибо- и пристыженно замалкивают.

Когда заканчивается трапеза, снова читается благодарственная молитва, потом все выстраиваются в два ряда- один справа, другой слева и почтительно ожидают выхода монахов.
Открывается тяжелая старинная дверь.
Первым выходит игумен, потом монахи в два ряда, потом мирские как попало, без соблюдения рядов.
У выхода стоит игумен с бастоном в окружении монахов и благословляет каждого выходящего из трапезы.
Все ему кланяются в ответ.
После трапезы я пошел в свою уютную комнатушку прилечь и подумать обо всем этом увиденном ритуале трапезы, будучи на 1000% уверенным, что все здесь, каждая мелочь, вид еды и это чтение во время еды Святых Писаний – прячут какой то глубокий, невидимый простым глазам высший смысл.
Я усвоил себе раз и навсегда одну вещь: на Святом Афоне все имеет две стороны- одна поучительную и другая- тренировочную, другими словами- информацию и практику.
Прилег на кровать и начал потихоньку выяснять для себя увиденное.
Итак, сначала о еде.

Монахи афонцы едят овощи, много раз в натуральном виде, нигде я не увидел мяса, и я предположил, что монахи практикуют вегетарианство.
Почему избегается так строго мясо?
Только из-за наставления религии?
Но чтобы такое наставление было поручено монахам, должна была бы быть какая-то существенная причина.
Ведь из ничего- только ничего получается, согласно греческой древней философии.
Значит, тут что то очень важное прячется...

Итак, будем думать и пытаться понять...
... Любое, без исключения живое существо на Земле живет от энергии, которую посылает ему ежесекундно Господь Бог, или другими словами – энергия Жизни, входящая в каждое существо носит в себе какую- то конкретную информацию.
Насколько развито данное живое существо- настолько оно имеет
больших жизненных нужд, а это равнозначно необходимости еще большим количествам информации для выживания в бесконечно развивающейся, а значит меняющейся внешней среде.
Но большие жизненные нужды ведут необратимо к большим зацепкам за основы материальной жизни, которые в конце концов сводятся к двум функциям: сохранению и увековечиванию жизни.

А сохранение и увековечивание жизни необратимо ведут к агресивности, потому что зацепка за что-то земное автоматически рождает агресивность.
На глубинном, т.е. невидимом, тонком уровне, зацепка и агрессивность по Лазареву- это одно и то же.
Значит, агресивность в свой черед вынужденно ведет к убийству, другими словами- к отнятию жизни одного существа со стороны другого существа.

И это уже начало и продолжение вечной войны между существами, где одни, чтобы выжить, поедают других, а другие, чтобы тоже выжить- убегают или обороняются от первых.
Все без исключения оказались в западне дьявола.
Вправду, это гениальность без любви, т.е.сатанизм, согласно Лазареву.
Итак, все высшего развития существа со своими большими жизненными нуждами- млекопитающие, насекомые, рептилии, рыбы, микробы, человек- убивают беспощадно, чтобы выжить и победить.

Убийство- это еще одна грань эволюции в материальном мире.
Эволюция всегда имет две строны медали.
Итак, связка: высшее развитие- большие жизненные нужды- сильнейшая зацепка за материальную жизнь- большая агресивность- убийственность- большее отчуждение от вселенских принципов Вселюбви Господа Бога- работает автоматически.
Это функция Жизни в материальном мире в условиях Великого Падения, закон, который обрел полную силу после греха Адама и Евы.
Да, хорошие родительчики нам попались... папочка и мамочка, тьфу, чтоб не cглазить...
Первородный Грех- это величайщая трагедия Жизни, это был отказ от Жизни, это было Великое Внедрение Смерти и Ада в Жизнь.
В этом и заслуга Адамчика и Евочки – они унаследовали нам Ад и Смерть.
До сих пор мы носим в себе – все без исключения их гены, даже и святые...
То что святые умирали – это доказательство их происхождения от Адамчика и Евочки.
Святыми они стали позже, тогда, когда отказались от такого наследства и решили раз и навеки порвать любую связь с первородным грехом- отцом и вдохновителем всякого, любого, большого и малого греха и пойти любой ценой к Господу Богу.
Что такое Святой?
Для меня святой- это тот, кто убил в себе Адама и Еву.

Чтобы убить в себе любой грех- подлость, вредность, предательство, агрессивность, жестокость, стяжательство, злобу, фанатизм и т.д.- надо покончить прежде всего с первородным грехом- отцом всех грехов.
Без уничтожения в себе первородного греха- святым не станешь во веки веков.
И тут тебе не помогут ни культура, ни этика, ни порядочность, ни принципы, ни идеализм, ни даже самая горячая приверженность к религии.
Все равно ты будешь грешником, который кукарекает на все тона о религии, религиозным лицемером- болтуном петухом..
Как оказалось, первородный грех заразил все живые существа, оставляя информацию о себе в ДНК, информацию греха...
Когда одно живое высшее существо поедается другим живым высшим существом, жертва фатальным, незбежным способом передает свою ДНК информацию о своей греховности, которая суммируется в предыдущую информацию греховности агрессора и Грех, этот вернейший спутник Жизни в материальном мире дублируется и возрождается бесконечно.
Фатализм греха...

Как то по другому видимо, обстоит дело с растениями.
Информация Жизни в них более простая, более чистая с позиции греха.
Растения- это живые организмы, с наиболее минимальным количеством греха в их клетках.
Символически- ДНК растений более «святое».
Значит, вегетарианство блокирует вход в организм информации греха, защищает тебя от внешней опасности и создает тебе более удобные условия работать над своей внутренней опасностью, над своим индивидуальным, личным грехом.
Другими словами – вегетарианство работает по следущей схеме:
устранение внешнего греха и облегчение работы над личным первородным грехом, другими словами- улучшение условий работы над чисткой личной кармы.
Насчет еды я более менее как то объяснил себе, или я думаю, что объяснил себе суть происходящего.
Теперь возьмемся за другое- почему во время еды монахи слушают чтение Святых Писаний?
Ведь можно слушать чтение Святых Писаний или во время службы в церкви, или после службы, или во время встреч, или во время дискуссии.
Неужели такая необходимость слушать чтение Святых Писаний И ВО ВРЕМЯ ЕДЫ?
Попробуем разобраться.
Во время еды подсознательно активизируется в каждом человеке процесс зацепки за материальную жизнь, которая ведет в свою очередь к взрыву страстей- двух главных страстей - сохранения и продолжения Жизни.
По Лазареву- еда и секс связаны очень тесно между собой.
Продолжая мысль Лазарева, я говорю: любая материальная жизнь- это еда плюс секс и ничего больше.
Идеология тела марширует под двумя знаменами: еда и секс.
По моему мнению, под едой и под сексом дядющка Сатана расставил свои самые важные для его дела ловушки, в которые попадаются как мухи большинство человечества.
Наше подсознание, т.е. душа, открывается к внешним факторам наиболее сильно когда мы едим и когда мы занимаемся сексом.
Все другие случаи жизненной деятельности более менее котролируются сознанием.
Итак какой вывод напрашивается сам собой?
По моему- следующий: ВО ВРЕМЯ ЕДЫ, т.е. тогда, когда открывается внешним опасным для души факторам подсознание, тогда, когда подсознание наиболее уязвимо к атаке внешней информации подозрительного содержания – чтение Святого Писания в этот момент ОБОРОНЯЕТ И ЗАЩИЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА
ОТ ВНЕШНЕГО ГРЕХА, ПОСЫЛАЯ В НЕОБЪЯТНЫЕ ГЛУБИНЫ ПОДСОЗНАНИЯ ТОЛЬКО ЧИСТУЮ, БОЖЕСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
Такую же положительную, я бы сказал- спасительную роль играет и молитва ДО и ПОСЛЕ еды ( хорошо было бы, если это правило было в действии и в отношении секса).
То, что сегодня открывает наука- религия уже настаивала и во многих случаях практиковала тысячи лет тому назад...
Про афонских старцев существует множество рассказов.
Сразу кидается в глаза информация- это необычные люди.
Например, афонские старцы относятся к болезни совсем по другому, чем мы мирские.
Они относятся к ней с терпением и стойкостью.
«Болезнь- это визит Бога»- говорят.
«Если уж послал Господь Бог тебе болезнь, это значит, что Он вспомнил тебя и что то хочет тебе сказать. Он знает лучше. И Он, который тебе ее послал, Он же ее и заберет, когда Ему это будет угодно».
Что сказать?
Например, старец Евгений говорил:

- По 4 причинам Господь посылает нам болезни: за грехи наших родителей, за наши грехи, за надобностью терпения и смирения, а четвертую причину только Он сам знает.

Однажды к врачу, служащим на Святом Афоне пришел старец Иеремия и говорит ему самым спокойным образом:
- Доктор, у меня рак и я пришел, чтобы ты выписал мне лекарства.
Врач опешил от такого спокойствия.
Потом попытался поддержать психологически старца.
Но старцу была не нужна никая поддержка.
Он был совершенно спокоен.
- Сейчас, доктор, у меня все хорошо,- говорит,- но когда начнутся метастазы в кости- вот тогда попроси Господа дать мне силы выдержать экзамен.
Старые монахи- это просто наслаждение для глаз и для ушей.
Чувствуешь радость, когда находишся рядом с ними, даже когда они немощные от болезни лежат в постели.
Набираешся сил в их присутствии.
У них не только богатство опыта и мудрости, они передают тебе атмосферу и легкость другой, небесной жизни.
Многие врачи пытаются им помочь, а они говорят в ответ:
- Доктор, мне нечего тебе дать.
Но вечером я помолюсь за тебя.

И когда врач уходит, они дают ему вино, овощи, фрукты и святые иконы.

Старцы смотрят на смерть без страха, можно даже сказать- с радостью.
Большинство старцев умирают в возрасте 86 до 92 лет.
Например, в монастыре Кутлумуша, «уснул» старец Иосиф в возрасте 108 лет.
За день до своей смерти старец прогулялся вокруг своей скиты.
«Он прощался со своей скитой»- сказали другие старцы.
Рядом с Кареей, в келье Святого Николая, живет старец Прокопий, рядом со старцем Иерофеем. Он говорит, что ему 99 лет.
Трудно ему поверить.
Он все время ходит босиком и в келье и на природе, даже и в холодную зиму.
Шутит много.
Если ты пожелаешь ему 1000 лет жизни, он отвечает тебе:
- Это не пожелание, а проклятие!
Работает целый день безостановочно. Шьет шапки.
Глаз у него как у орла, несмотря на свой преклонный возраст.

И то, что удивляет всех- это божественное спокойствие на их лицах во время смерти, это спокойствие передается всем находящимся рядом с такими старцами в их последние минуты.
Часто, умирающий старец вместо того, чтобы принять поддержку, дает свою поддержку другим, которые боятся больше, дает им советы и начинает шутить!
Говорит им, чтобы не плакали, и благословляет всех.

Аватара пользователя
Yannis_Epsylon
любитель
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 20.12.20 01:49
Откуда: ΕΛΛΑΣ ( ГРЕЦИЯ )
Пол: М

Re: Путешествие в другую Грецию. Святая Гора Афон(2)

Сообщение Yannis_Epsylon » 06.01.21 21:15

Многие из афонских старцев знают день и час своей смерти.
И в последние дни готовятся аккуратно к вечному пути.
Прощают всех и все, без исключения.
«Чтобы не иметь на себе долгов»- говорят.
Однажды умер старец Никитий из монастыря Ставроникита.
Ему было порядком 90 лет.
Старый афонец, 60 лет на Святой Горе.
Перед смертью он сказал одному паломнику, который пришел его навестить:
- Даже если ты сумеешь выжать воду из камня чудесным способом, все равно ты не свят и не имей претензии увидеть Божью Матерь.

Вот так умирают монахи на Святой Горе.
Неизвестными святыми.

Многие не знают о них и не узнают никогда.
Эти старцы умирают молча, заключая мир со всем миром, с самим собой и с Богом.

К врачам старцы относятся с юмором.
Один врач, который пошел осмотреть по личной инициативе одного старца, опешил, когда старец сказал ему:
- Ты снова здесь, доктор?
Почему же ты пришел, ведь я не вызывал тебя.
И на смятение врача, старец продолжил:
- Ну хорошо, раз уж пришел, тогда я заболею, чтобы не оставить тебя без работы!
Потом показывает врачу коробку с лукумом и говорит:
- Видишь, и у меня есть медицинский кабинет.
Возьми лукум. Это мои лекарства. У тебя есть такие сладкие лекарства?

Однажды монах Герасим пошел жить в отдаленную от всего мира келью одного старца.
Попросил почтенного старца принять его.

Старец ему сказал:
- Если будешь в послушании, тогда оставайся сколько хочешь.
У монаха был чемодан, полный лекарств.
Увидел старец чемодан и спросил:
- Что там?
- Там мои лекарства, Геронта (старец). Не помогли они мне, вот я и пришел к тебе, может ты сумешь меня вылечить.
Старец сказал ему:
- Я тебя вылечу при одном условии: видишь вон этот обрыв? Выкинь туда свой чемодан со своими лекарствами, будешь жить с нами и кушать раз в день.
- Геронта! Но если я выкину лекарства- я пропаду. Они мне продлевают жизнь. И насчет еды- мне надо есть по малу по несколько раз в день.
- Хорошо, - говорит ему старец,- сейчас уже ночь, иди спать.

Утром, старец говорит монаху:
- Давай, брат, иди себе с Богом.
- Старец, никуда я не пойду! Я хочу жить с тобой!
На что старец ему сказал:
- Чтобы остаться тебе со мной, я хочу от тебя две вещи: выкинуть в обрыв лекарства, молиться и кушать только один раз в день.
- Это невозможно, Геронта!
- Уходи.
- Не могу.

Не уходил монах от старца, но и не слушался его.
Явился ему ангел во сне и сказал: « Почему ты не слушаешься старца?»
Утром монах набрался духу, подошел к обрыву, вздохнул и выкинул все лекарства.
Потом понуренный, вернулся в келью.
Старец его пригласил покушать.
Целый день напролет заставлял монаха горячо молиться и прощать всех без исключения.
Потом приказал ему лечь спать.
Утром другого дня побежал радостный монах к старцу и говорит ему:
- Геронта! У меня нет слов чтобы отблагодарить тебя! Все мои болезни исчезли и я чувствую себя как ребенок!
У монаха было семь болезней.
Позже, одна болезнь вернулась снова.
Бежит монах к старцу и говорит ему:
- Геронта! Одна болезнь все таки опять вернулась!
- Исповедуйся мне- что за помыслы ты утаил в своей душе?- спросил его старец.
- Вот пришла ко мне мысль неверия и сказала: « Он заставил тебя выкинуть все лекарства и если ты, как человек, снова заболеешь здесь в пустыни, тогда где ты достанешь лекарства?»
На что старец ему ответил:
- Вот поэтому к тебе вернулась болезнь.
- Вылечи меня снова, Геронта, обещаю тебе, что буду впредь всегда верить.
- Хватит с тебя, что вылечился от шести болезней. Седьмую придержи для себя, чтобы быть более верующим и чтобы носить на себе хотя бы один маленький крест...

Насчет снов, афонские старцы говорят:
- Всю жизнь сны с нами. Сны- это наш подвал, наше хранилище.
Что ты положишь туда- то и вытащишь наружу.
Если ты вор- будешь во сне видеть воровство, если ты развратник, любитель денег- это будешь видеть во сне.
Если ты благочестивый и все время молишься- даже во сне ты будешь молиться. Во сне молитва намного слаще и сильнее чем молитва днем.

Говорят еще старцы:
- Будьте бдительны и не давайте прав никому демону.
Дьявол все эксплуатирует, особенно сон.

Один молодой человек попросил старца следущее:
- Геронта, прошу тебя, помолись за меня.
- Как тебя зовут, милый?
- Андреасом.
- Хорошо, я помолюсь за Андреаса, но чтобы моя молитва была эффективной- надо и Андреасу помолиться за себя.
Святой Антоний говорил: « Ни я, ни Господь Бог тебя не помилуют, если ты сначала не помилуешь самого себя».

Когда мирские спрашивают старцев: «Когда молитва имеет эффект»?
Старцы им отвечают:
- У вас есть духовный наставник? Вы исповедывайтесь? Молитесь? Посещаете церковь? Соблюдаете пост в среду и пятницу?
И если мирские женаты, добавляют:
- Вы сдерживайтесь от женщины во время поста, воскресеных дней и по праздникам? Любите врагов ваших?
Если вы все это соблюдаете- тогда ваша молитва имеет эффект.
Если нет- тогда ваша молитва неефективна. Не теряйте зря слов.

Один молодой и благочестивый студент спросил старца:
- Геронта, как мне молиться постоянно, как наказал Святой Павел?
- Я скажу тебе, милый, как, чтобы ты понял.
В этот момент твой рот говорит, потом молчит, а вот твое сердце внутри как машина работает день и ночь все время.
- Геронта, мы знаем, что ты постишся очень строго, как ты выдерживаешь всю эту нагрузку?
- Вот, если у тебя дома умерший, тебе хочется есть и пить?

К знаменитому на весь мир старцу Паисию народ валил тысячами.
Ему просто времени не оставалось для молитвы.
Тогда старец уединялся в лес и люди, приходящие в его келью, находили ее закрытой, на дверях была приклеена записка:
«Не ищите меня.
Я вам оставляю коробку с лукумом и водой.
Берите, угощайтесь, отдохните и идите с Богом.
Напишите свое имя и суть вашей проблемы.
Я лучше помолюсь за каждого из вас, чем удивлять вас своею болтовней».
Я нахожусь в библиотеке Ватопедского монастыря, там же размещена и выставка работ афонских монахов: иконы, кресты из дерева и металла, разные изделия, диски с записями песнопений.
Задержался перед одной громадной иконой Богоматери, очарованный красотой этого настоящего религиозного произведения исскуства, сделаной руками никому не известного афонского монаха.
Даже имени его уже не помню , чтобы помянуть о нем тут доброе слово.

Прости меня, святой брат, что я не помню твоего имени- но я помяную твою красивую душу.
- Извините, слышу голос сзади себя,- у нас есть копия этой иконы, поменьше размером, и если хотите- мы Вам ее дадим.
Оборачиваюсь и вижу перед собою монаха, 50 лет примерно, с большими, добрыми, черными глазами.
Акцент у него явно кипрский.
Я ему говорю:
- Эту икону я очень хочу. Конечно возьму ее.
Он заворачивает икону и дает ее мне.

Я вспомнил, что однажды мне мой знакомый в Афинах говорил, что в Ватопедском монастыре есть один очень грамотный и толковый иеромонах - отец Георгий, который очень силен в духовных вещах и если мне удостоится побывать на Афоне- пойти к нему, стоит поговорить с ним.
- Скажите пожалуйста, отче, где я могу найти отца Георгия?- спрашиваю я его.
- Он перед Вами - отвечает мне монах, улыбаясь.
- Это Вы!!! Очень рад! Вот этого никак я не ожидал.
- А Вы кем будете?- спрашивает он меня.
Я представился.

Оказывается, отец Георгий, член Эпистасии Афона, бывший директор одной большой кипрской авиакомпании, бросивший все и ушедший в монахи на Святой Афон.
Я узнал еще об одном талантливом монахе- об отце Арсении, бывшем высшим членом Центрального Комитета Коммунистической Молодежи Греции (ΚΝΕ), которого Компартия Греции (ККЕ) очень ценила за выдающиеся способности и собиралась выдвинуть его в депутаты парламента Греции.
Но он, в последний момент пошел другим путем.
Бросил все и ушел в Афон...

Поговорили с отцом Георгием о разном.
Потом я сказал ему:
- Отец Георгий, я хочу исповедаться Вам- когда это будет возможным?
- Сегодня вечером Вы исповедуетесь мне, Вы готовы?
- Конечно!
- Тогда встретимся в церкви во время вечерней службы.
Перед службой я умылся, приготовился и пошел в церковь.
Служба...
Полумрак...
Зажженные свечи...

Поют монахи свои псалмы...
Я стою среди других и думаю:
«Что же мне скажет отец Георгий? Буду ли я прощен?»
Чувствую - кто то дотрагивается до моего плеча.
Оборочиваюсь и вижу отца Георгия, который шепчет мне:
- Вы готовы?
- Да.
- Тогда идемте со мной.

Я иду за отцом Георгием.
Мы входим в какой-то темный древний тунель и потом по каменным лестницам поднимаемся наверх.
Входим в комнату, которая находится внутри церкви, слышится отсюда вся литургия.
Отец Георгий садится на деревянный стул, полным вырезанными византийскими узорами и говорит мне:
- Садитесь напротив меня.
Он надевает на себя специальную одежду для исповедывания, называемую петрахили, смотрит внимательно на меня и спрашивает:
- Когда ты исповедовался в последний раз?- переходя на ты.
- Несколько дней тому назад в монастыре Святого Георгия в Пелопоннесе.
- Почему ты хочешь исповедаться еще раз?
- Я хочу иметь и мнение Святого Афона.
Отец Георгий молчит.

Слышится пение монахов:
«Кирие элейсон!» (Господи помилуй!)

- Говори, что тебя мучает, Иоанне...
И я начал ему расказывать...
Сначала робко, иская слова, боясь выразиться не так, потом барьер разрушился сам собой, и я рассказал ему все все все...
Как я начал писать на форумах, как я обрел себе последователей и недругов, как ввязывался в ссоры, как начал ходить на вечеринки с друзьями по духу, которые становились все чаще и чаще, как начал планировать с другими создание нашего движения, как многие считали меня духовным отцом этого движения, как голова кружилась от демостраций поклонения и восхищения, как возращался домой очень поздно к утру, не давая отчета никому, как делал глупости, считая себя от гордыни всегда правым, как мне взбрело в голову, что раз я такой- мне все можно, как начал причинять, сам того в глубине души не желая боль своим близким...
Не старался приукрасить себя, все взял на себя, потому что так было...

Он слушал меня внимательно, лишь изредка задавая мне вопросы, в основном оставлял меня говорить свободно все самому.
Он смотрел мне прямо в глаза и я увидел в его потеплевших глазах какую-то тень симпатии ко мне.
По крайней мере так мне показалось.
«Прощен? Не прощен?»- вертелась все время мысль без конца.

«Кирие элейсон, Кирие элейсон, Кирие элейсон имас»
(Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй нас)- слышится отчетливо пение монахов в церкви.
- Встань,- говорит мне отец Георгий.
Я встал.
- Теперь стань на колени и поцелуй Святое Евангелие и петрахили.
Я стал на колени, он покрыл мою голову петрахилем, потом я поцеловал Святое Писание и его руку.
- Афон прощает тебя, Иоанне... но больше не делай этого впредь.
И скажи своей жене: - так говорит отец Георгий, член Эпистасии Святого Афона- ты прощен, и она теперь в свою очередь должна простить тебя.
Постись почаще, в свободное время ходи в Церковь.
Сейчас иди и запрись к себе в комнату, попробуй не спать сегодня и молись всю ночь.
Иди теперь с миром...

На душе облегчало.
Меня простили...

На следующий день я пошел снова на выставку.
Увидел там отца Георгия.
Он улыбнулся мне:
- Ну как, доктор, как ты себя чувствуешь?
- Хорошо, отче, на душе полегчало.

- Настоящее исповедывание всегда приносит облегчение на душу...
Я вышел погулять по окресностям Ватопедского монастыря.
Недалеко от стен монастыря – поля с помидорами, огурцами, сладким перцом, виноградниками, фруктовыми деревьями.
Обошел все поля и пошел к морю, посидеть в уединении.
Взобрался на одну скалу, к которой присмотрелся, нашел себе удобное место, у меня была с собой книга о житие святых, решил почитать ее в уединении.

Снизу от меня- море, справа- виден монастырь, слева и сзади- горы, покрытые густым непроходимым лесом.
Смотрю на морские волны, которые разбиваются у скал, слышны чайки, погода прекрасная, тепло еще.
Господи, какая тишина!...
И какая удивительная красота природы!...
Невозможно насытиться природной красотой Святого Афона, просто невозможно!...
Умиротворение... красота... тишина... и Господь Бог наедине с тобой...
Взгляд мой упал на одну надпись справа от меня, начертанная, вероятно, металлическим объектом, полусохранившаяся, значит ее написал уже давно какой то паломник, который взобрался на ту же скалу как и я.
Присмотрелся к надписи и прочел следущее:

«ΚΥΡΙΕ ΙΗΣΟΥ ΧΡΙΣΤΕ, ΘΕΟΥ ΥΙΕ, ΕΛΕΗΣΟΝ ΜΕ ΤΟΝ ΑΜΑΡΤΩΛΟΝ»

(ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЕНЯ, ГРЕШНОГО).

Чуть ниже- начертанный неровными линиями крест.
У меня были с собою ключи- единственные металические объекты, выбрал один ключ потолще и начертал на камне добавку:
ΑΜΗΝ (АМИНЬ).

Здесь в тишине, вдали от суетного, тщетного мира, ум становится намного чище и работает более хладнокровно.
Тебе здесь никто не мешает, только ты мешаешь самому себе, задавая все эти бесконечные вопросы: « Почему? Как? Почему?»

Приходит странная мысль:
«Сюда, на Святой Афон лучше приходить только тем, у которых есть «хвосты» в суетливом и тщетном мире- т.е. семья, дети.
Если ты совершенно свободен от обязанностей- Святой Афон проглотит тебя и тебе не захочется возращаться назад к шуму, гаму и мирской тщетности».
Начинаю читать житие святых.
Трагична история жизни всех святых, неописуемо трагична.
Боль, слезы, мучения, насильственная смерть...
Разные истории с одним и тем же концом – неверояная боль и трагически мученическая смерть.
И потом- неописуемая слава и величие.
Никто из святых не прожил жизнь на земле приспеваючи.
Никаких поблажек, никакой помощи, только боль, боль и мучения в неописуемом количестве.
Почему все так, а не иначе?
Снова и снова рождаются мысли в попытке найти хоть какой то вразумительный ответ.
... Материальная жизнь связана с грехопадением.
Все мы, буквально все- происходим от Адама и Евы, которые согрешили.

Даже у святых - родители не были ангелами, они тоже были простыми смертными как и мы все- потомки Адама и Евы, а это значит, что и святые родились грешными от грешных родителей.
Чистыми от греха изначально были созданы только ангелы (не все всетаки из них сохранили свою чистоту), святые родились грешными, они стали святыми позже.
Разница здесь только в том, что души святых были богатырские души, которые решили раз и навсегда освободиться от греха и стать святыми любой ценой, чтобы приблизиться к Богу.
Чтобы приблизиться к Богу- вначале ты должен очиститься от грязи греха.
Грех входит легко и даже приятно, вот только выбрасывается с неописуемой болью и мучением.
Входит в тебя со смехом и выходит из тебя с плачем.
А вот со святостью- дела обстоят совсем наоборот.
Святость входит в тебя с болью и выходит с благостью.
Когда ты идешь к Богу- тебя Сверху колотят беспощадно, как колотят не жалея грязный ковер, чтобы очистить его от пыли.
Начиная понимать эти неописуемые мучения святых- хотя бы теоретически, можно себе представить Чистоту и Святость Господа

Бога, перед Которым ты имешь право предстать только чистым и святым...

Значит, святые были своего рода прививками в больное от греха тело человечества.
Если Всесвятой Христос взял на себя все грехи нашей планеты и спас человечество от нового катаклизма типа Ноя, тогда святые- эти маленькие Христы- делали прививку и спасали людей, уменьшая кувшин их грехов так, как могли.

Общество, в котором исчезли святые- нежизнеспособно, оно не выдержит расшатку своих основ.
И расшатка рано или поздно- прийдет неизбежно.

Современное потребительское общество, создавая материальный комфорт, убивая при этом духовную цивилизацию- без своих святых не выживет.

Наука помогает, святой- спасает.
Когда нет спасителей, а никто из нас не хочет по настоящему спасти себя- мы ждем спасения от других- чем может тебе помочь наука, которая в трудный, критический момент поднимает вверх руки и призывает на помощь спасателей...
С отдаляющегося от Афона корабля я смотрю на Святые места и прощаюсь с ними, даю себе мысленно обещание снова вернуться, при первой же подходящей возможности.

Прощай Пресвятой Афон, продолжай молиться за спасение всех нас грешных...
Ты создан для нашего блага, только не все из нас представляют себе твое огромное значение и твой вклад для нашего же выживания...
Пока молятся монахи Святого Афона за спасение всего человечества- по преданию Матерь Божия, Пресвятая Дева, будет упрашивать Господа и Сына Своего помиловать мир.
И у Нее будут убедительные доводы перед Господом из- за Ее монахов афонцев, этих солдат Богородицы на земле.
Говорится также, что когда перестанут молиться на Святом Афоне- это будет началом Конца Света и Высшего Суда.

Говорится также, что прийдут еще более страшные времена безбожия и беззакония, мир погрязнет в пучину греха и останутся на всем свете всего только 12 монахов-афонцев, которые поднимутся на вершину Святой Горы – в единственное оставшееся чистое место на планете в будущем - и там, в скромной маленькой церквушке Преображения Господня, на высоте 2300 м. над уровнем моря состоится последняя служба за все человечество, где 12 монахов будут, вместе с Богоматерью, Которая прийдет на Землю- умолять Господа Бога о помиловании рода людского...будут просить Господа Бога, чтобы Он разрешил взять им все грехи человечества на себя...
Страшно даже подумать...
Эта маленькая, скромная церквушка Преображения Господня, на самой вершине горы в 2300 метров над уровнем моря, в которую вправду могут вместиться человек 10- 12 - будет последним убежищем святости на земле...
Трудно, очень трудно во все это поверить, но предание Святой Горы гласит- дьяволу нечистому будет дана в последний момент очень большая сила, наступят страшные дни перед Высшим Судом Господа...

... В Греции ночью горят всюду огни реклам, везде шум и гам, шутки и веселье, пения танцы и развлечения.
Ночью Греция из космоса видна вся в электрическом огне, и только один ее уголок остается всегда в темноте- это Пресвятой Афон...

Пока мирские люди беззаботно развлекаются и веселятся, завидуют и мстят, злословят и убиваются между собой ради тщетных и временных ценностей материальной, античеловеческой, сатанинской цивилизиции, не думая о завтрашнем дне- кто то другой думает о них, молится ради них там, в темноте при свете свечей - в Святой и скромной Греции - монахи усердно продолжают молиться вместо нас, за всех нас и ради всех нас...

Пока молится Святой Афон Господу Богу – ради его святости еще нам дают Сверху поблажку...
Пока...

Смотрю на отдаляющийся от меня Афон с корабля...
Вижу последние монастыри, которые скоро исчезнут из поля зрения и появятся берега другой, также красивой, но тщетной, суетливой, современной Греции...

Уезжаю на том же корабле, на котором приехал- Агиос Пантелеимон, что в буквальном переводе с греческого- Святой Всемилостивый...
Какой то старец, там вдали на берегу собирает мед для своих собратьев... этот знаменитый за свои лекарственные свойства афонский мед... а чуть выше- на скале твердо и гордо возвышается каменный монастырь...
На палубе рядом со мной один француз, с соломенной шляпой на голове и шарфом на шее рисует акварелью афонский пейзаж...
Смотрит он задумчиво на афонские берега вдали, вздыхает, ему явно хотелось побывать хотя бы несколько дней, но паломникам других догм запрещено ночевать на Афоне- только православным...
А чуть дальше от художника француза - американец щелкает без конца своим фотоапаратом, спеша запечатлеть эти дивные, неземной красоты афонские пейзажи...

Я с любопытством всматриваюсь в лицо американца.
Его глаза блестят от неописуемого восторга красотою афонской природы, он без конца что то шепчет, фотографируя...
Чайки... афонские чайки, незнающие никакой опасности...сопровождают корабль, подлетают к тебе так близко, что просто удивляешся их смелости...
Свободные, счастливые под покровительством Господа Бога, под покровительством Святого Афона...
Вижу на палубе каких то маленьких мальчишек в рясах- будущие монахи...
Вижу старцев, которые покидают временно Афон, видимо едут в какие то другие монастыри с визитом...
Мудрые лица... глаза, которые замечают буквально все, их бороды колышет ветер... держут в одной руке одну единственную сумку, а в другой- посох, живые памятники смирения и скромности, скрытой святости, той святости, которая не кичится, не кричит, не требует поклонения, но только хранит молчание и безусловную веру и любовь к Господу Богу...

Вспоминаю слова Саи Бабы, которого чтут как Богочеловека в Индии, считая Его святым лицом и к которому группа греков паломников приехала однажды встретиться с ним.
Саи Баба их спросил:
- Зачем вы приехали сюда?
Они ему ответили:
- Мы приехали в это святое место, чтобы увидеть свет правды.
И Саи Баба им сказал:
- У вас в Греции есть такое святое место, где вы можете увидеть свет правды- это Святой Афон.
Ежайте туда.

.. Заканчивая свою повесть об Афоне, пишу последние строчки и шепчу себе молитву:

«ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЕНЯ ГРЕШНОГО.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, МАТУШКА РОДНАЯ, СПАСИ НАС»

Аминь.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей