АбрамТерц, это ответы организаторов.
АбрамТерц писал(а): ↑04.12.17 00:03
Откуда этот набор букофф взялся?
Это не ребёнкины ответы. А Ивченко Лидия Леонидовна, на которую ссыль в ответе про Измаил, действительно, тетя ( загуглила). Так видно невооруженным глазом, да? Прикольно)
Я скину, что наваял сын по философии. Мне казалось, что ему рановато в 15-ть Веллер, но "Все о жизни" ему пошло на ура. Взахлеб, до восторга. Так что он просто стырил оттуда всякое-разное, и даже уже и ответ ему было не особо интересно оформлять (интернетом можно пользоваться без ограничений) , а вот к своему любимому С. Савельеву приплюсовал и М. Веллера.
Лагерта писал(а): ↑03.12.17 15:09
Вопрос 1.
П. Кропоткин.
Лагерта писал(а): ↑03.12.17 15:09
Вопрос 2.
1. Обвинитель апеллирует к классической эволюционной концепции морали Г. Спенсера и Ч. Дарвина, а также ряду современных неодарвинистских подходов к объяснению моральных явлений в поведенческих науках – теории родственного и группового отбора, теории сотрудничества и альтруизма, а также концепции культурной эволюции.
2. Обвинения основаны на применении эволюционных объяснений к проблеме происхождения эмоциональных и когнитивных механизмов, способствующих адаптации к жизни в больших сообществах. Вывод о необходимости, с одной стороны, учитывать общепризнанные эволюционные подходы к объяснению поведения, с другой – развивать собственно социологические концепции морали, в т.ч. рассматривающие социальное поведение в контексте соответствующих нормативных ожиданий.
Данные взгляды неоднозначны, так как вся этическая концепция строится на принципе естественного отбора. Согласно мысли представителей этой школы природа безнравственна, а этический процесс направлен на преодоление этой безнравственности.
3. В ходе заседания истец будет опираться на то, что мораль является одной из форм социальной регуляции, которая на определенной стадии развития человеческого общества становится фактом морального сознания. Мораль – это историческое явление. На всей протяженности существования общества мораль изменялась, выдвигая новые и отвергая старые и не соответствующие изменившимся условиям нравственные требования.
И будет обвинять моего клиента , что он аморален, так как смысл морали, по мнению обвинения, заключается в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу нравственных отношений, и мой клиент не имеет стремления к высшему благу общества, способности к сотрудничеству и совместному, проживанию и взаимодействию с другими людьми в обществе, человечности в отношениях.
Истец будет апеллировать к взаимности отношений, выраженной в золотом правиле нравственности: «Мораль – это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни».
Возможно, что истец обвинит моего клиента в отсутствии моральных норм, как чувства долга, уважения к соплеменнику.
4. Истец требует от подзащитного определенного поведения. Это указание на то, каким оно должно быть. Требования морали принимают форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, но ни от кого не исходящего повеления; универсальности морального требования. Однако мораль не дает человеку конкретных рекомендаций, как ему поступать в каждом конкретном случае, а формулирует свои требования универсально (делай добро, возлюби ближнего своего так, как самого себя). Сохраняя свою форму, моральные требования проявляются всякий раз по-разному, т. е. содержание меняется в зависимости от обстоятельств.
Достойная мораль имеет не заинтересованность морального мотива: моральным можно считать только такой поступок, который совершается бескорыстно, не требуя никакого вознаграждения. Это свойство морали создает человеку перспективу духовного развития. Истец хочет одновременно удовлетворить СВОЮ эгоистичную потребность быть значительным, самоутверждаться, ощущать себя нравственным человеком. И в данном судебном процессе Мораль – аспект значительности Истца, средство усиления, способ увеличить важность его собственных поступков.
Следовательно, нецелесообразность и слабость обвинений в аморальности моего клиента – в ее уязвимости на реальном житейском уровне для интересов моего клиента, и, не исключено, по причине эгоизма истца.
5. Защиту я построю на том, что вопрос о природе морали и ее происхождении весьма спорный, и дать на него однозначный ответ нельзя. Для каждого человека понятие морали это нечто личное, но в то же время моральный уровень нужно постоянно дополнять и совершенствовать, чтобы достичь определенных целей.
Нравственный мир человеческой личности слишком противоречив, проникает не только в сферу разума, но и во все разделы психики, слишком динамичен, чтобы его можно было загнать в некие рамки.
Отличает человека от любого другого животного Земли то, что его энергетическая неравновесность с окружающим пространством находится на качественно более высоком уровне. Через разумную человеческую деятельность энергопреобразование вещества Вселенной, до которого человек в силах дотянуться, идет с бешеной, на порядки большей скоростью, чем любым другим, «естественным», образом. Многие тысячи лет нужны, чтоб река проложила русло, – человек роет канал в несколько лет. Миллионы лет нужны для образования нефти и угля – человек сжигает их в десятилетия (а разово – в минуты), или в несколько недель превращает в ткани и т. п. Срывает горы, ставит города, изменяет весь ландшафт планеты, тратя десятилетия на то, на что «естественным» образом нужны миллионы лет.
Насколько известно на сегодня, человек – самое энергичное порождение Вселенной. Человек преобразовывает гораздо и гораздо больше энергии, чем необходимо, чем целесообразно для продолжения существования его как такового, как индивидуума, так и биологического вида. Человеку, без всякого принуждения со стороны природы, без всякой «естественной» необходимости для выживания и продолжения рода индивидуума и вида, потребно делать, совершать, преобразовывать, – причем через разумные действия индивида.
Сугубые материалисты до сих пор старались объяснить мораль с точки зрения прагматической., для того, чтобы регулировать отношения внутри людского сообщества, чтоб не было анархии, хаоса и разрушительного для силы общества господства права сильного. Не есть друг друга, не убивать, не обкрадывать, не бросать в беде. Будем друг другу помогать, «ребята, будем жить дружно», и вместе будем многочисленнее, сытее, сильнее, будем побеждать врагов и делать большие дела. Будет справедливость, не будет внутренних распрей, будем процветать и строить цивилизацию. И это будет хорошо, и таких моральных людей мы будем хвалить, любить, дружить с ними, уважать. А тех, кто будет поступать иначе, мы не любим, не уважаем, порицаем, не нравятся они нам.
Да, но ведь это опять же получается не Мораль, а Закон, только государственное наказание-поощрение заменяется общественным. Или, исторически глядя, общественное регулирование отношений путем Морали предшествует государственному регулированию путем Закона. Человек поступает по морали, потому что иначе его будут презирать, будут плохо к нему относиться. Поставят его ниже себя в каком-то духовном отношении. А могут плюнуть в лицо. А могут сказать: «Знаешь, иди-ка ты отсюда, ты нам больше не друг и не соплеменник». Так это же расчет.
В таком случае, если у человека будет абсолютная гарантия, что никто ничего никогда не узнает об его аморальном поступке, он спокойно может его совершать – а почему нет?.. Таки можно ли считать такого человека моральным? Да нет… Морален тот, кто поступает по морали – даже при полной гарантии, что никто и никогда не узнает и не оценит его хороший поступок. В том-то и фокус, в том-то и отличие, что моральный человек поступает по морали без всякого расчета на то, что его поступок будет оценен другими – либо наоборот, никогда не будет узнан и порицаем.
Более того, он может потом вздыхать про себя: «Дурак я дурак, и на кой так сделал?.. никто бы никогда ничего не узнал, а мне была бы выгода, и вреда никому… и почему я такой бестолковый?..» А так в результате его поступка (не-поступка) нет у него ничего – кроме известного удовлетворения, что он поступил «так, как надо».
Материалисты пытаются задвигать идею целесообразности Морали для выживания и развития человечества. «Относись к другим так, как хочешь чтоб они относились к тебе». Как к себе самому. И в дружном сообществе люди сильнее, чем поодиночке: веник не переломишь, а по одному прутику разобрав – пожалуйста.
Так. Вот чистый опыт: команда в походе. Все свои, отношения регулируются моралью, ну какой тут закон в своей компании. И вот вделись, заблудились, провизию утопили на переправе. Голодают. Нашел кто-то гриб. Можно съесть самому – больше шансов выжить. Но выжить и выйти к людям можно только вместе: один дорогу знает, другой охотиться умеет, третий умеет делать плоты для переправ, четвертый знает все приметы погоды – короче, команду надо сохранять. И несет человек свой грибок в общую кормушку, потому что так должен поступать каждый, сегодня ты кормишь, завтра тебя кормят, все друг другу доверяют, помогают, спасаются. О'кей.
А вот «грязный опыт». После крушения в Арктике полярной экспедиции Нобиле на дирижабле «Италия», итальянский офицер Цзаппи съел шведского исследователя Мальмгрена. Мальмгрен повредил ногу, ослаб, заболел, идти не мог, кругом льды, до людей далеко, тащить его невозможно, еда кончилась… чего ж Цзаппи задаром пропадать. Все равно Мальмгрену не выжить. А Цзаппи пропитался им и вышел к людям, выжил. Мальмгрену, вероятно, было уже все равно, кто его съел: Цзаппи или белый медведь. Поступок Цзаппи был совершенно целесообразен. Но моральным его назвать трудно… Хотя нелегко и осуждать, если сам не был в такой крутой переделке и не можешь судить с позиций личного опыта и лично проявленных своих достоинств. (Немало в истории кораблекрушений и авиакатастроф подобных историй людоедства, надобно заметить…) А вот если бы Цзаппи сказал: «Я не брошу тебя до конца, у нас одна судьба, не сомневайся» – это было бы благородно, крайне высокоморально, это нам понятно.
Конечно, если бы путешественники заранее знали, что в случае чего один из них съест другого, ни в какую экспедицию они бы не отправились, и до сих пор люди ничего бы не открыли. Можно говорить о целесообразности морали.
А вот участникам антарктической экспедиции Скотта и в голову не приходило бросить промеж себя жребий и одного съесть, чтоб остальным выжить. И благородно погибли все. Применительно к конкретной ситуации можно говорить о нецелесообразности морали.
Получается так: как бы вообще – мораль это всегда полезно. А в частности – мораль это более или менее вредно. В частности вредит интересам индивида соблюдение морали и приносит пользу нарушение. Но человечество состоит из индивидов, а жизнь состоит из частностей. Польза морали всегда имеет абстрактную форму, а вред – конкретную.
Польза морали остается условной, гипотетичной, умозрительной конструкцией: «Если бы не мораль, то тогда-а… было бы плохо». Вред морали остается реальным, конкретным, ощутимым: «Поступаю по морали, и вот теряю блага, а аморальный процветает».
Целесообразность и сила морали моего клиента – в неуязвимости на уровне идей. Моя позиция, как адвоката, базируется на том, что у клиента есть свои собственные представления о морали, гуманизме, целесообразности, он поступает по внутренним моральным убеждениям без всякого расчета на то, что его поступок будет оценен другими. Он имеет свои собственные суждения о морали, этике, нравственности, и отграничивает морально приемлимый поступок от неприемлимого не системой внешнего принуждения и поощрения, а внутренним побуждением, внутренними чувствами, собственной системой ценностей и ориентиров. В силу предоставленных доказательств на предварительном слушании поведение моего клиента не аморально, он фактически неудобен для социума своими разумными действиями по той лишь причине, что не руководствуется «Желанием принадлежать к общности, быть вместе, любить и быть любимым, делать все возможное, лишь бы сохранить хорошие отношения с теми, от кого мы зависим»…
Думаю, сын для себя все это систематизировал, ему эти олимпиады для расширения кругозора интересны. Всего Веллера не осилил, времени свободного мало было, читал отрывками, но целиком себе все забрал для изучения.