Мужской форум, где мужчины протестуют против бабской сущности в женщинах и их стервозности. Различные истории из жизни, общение, мнения и, конечно же, юмор в отношении женской части населения. Медицинские консультации. Сoветы психолога.
Ну, вот видите.
Если выразиться кратко, то существует истина, как объективная реальность, а есть ее субъективные интерпретации, составляющие правду для каждого.
Подобно тому, как есть исходный, настоящий объект, а есть его отражения в одном или множестве зеркал.
О пользе физических упражнений для работы мозга. Обнаружен белок, синтезируемый печенью при физических нагрузках, эффективно влияющий на работу мозга. https://www.vesti.ru/nauka/article/2430065
У Жукова Д.А. есть интересная книга: Биология поведения: гуморальные механизмы.
(Рекомендовано Ученым советом института физиологии им. И. П. Павлова РАН)
Приведу отрывки из двух глав, чтобы пытливый читатель сам сделал вывод, насколько переплетаются идеи и выводы Жукова с интересующей нас здесь темой
О социальности, доминантности и пр
► Показать
Сообщества человека и большинства животных организованы по иерархическому принципу. Термин «иерархия» означает «священный порядок старшинства». Указание на то, что порядок старшинства является священным, т. е. данным свыше в соответствии с принципами недоступными нашему пониманию, справедливо и для позитивистски ориентированного наблюдателя. Современное естествознание не может указать на причины, по которым одни особи оказываются выше других в социальной структуре сообщества. Точнее будет сказать, что неизвестны генетические детерминанты доминирования. Поэтому проблема доминирования будет рассмотрена феноменологически.
Особи, занимающие высшие позиции в иерархии, называются доминантами, следующие за ними — субдоминантами, а занимающие низшие места в иерархии — субординантами.
Обладатели высшего социального ранга защищены от социального давления со стороны других членов сообщества.
В самом широком смысле доминирование — это защита от социального давления со стороны партнеров, членов сообщества134. В результате формирования отношений «доминирование—подчинение» взаимное социальное возбуждение сменяется устойчивой и жизнеспособной поведенческой структурой.
7.1.1. Четыре шкалы социального ранга
Сразу же подчеркнем, что потребность занимать как можно более высокое положение имеется не у всех особей большинства биологических видов, в том числе и у человека — далеко не все люди стремятся занять какможно более высокое место на социальной лестнице.
Понятие социального ранга особи неоднозначно. Чаще всего используют три критерия определения социального ранга (рис. 7.1, 7.2 (см. цветную вклейку)). Это доминирование в узком смысле, лидерство и агрессивность.
Эти три критерия отражают три проявления высокого уровня социальной позиции, поэтому они часто, но не обязательно, совпадают.
Доминирование в узком смысле — это приоритетный доступ к витальным ресурсам. В человеческом обществе это количество денег у данного человека, уровень его доходов. У животных это доступ к корму, удобным местам ночевки или дневки и, конечно же, к самкам.
В эксперименте легко определить доминанта, предложив группе животных любимый им предмет таким образом, чтобы воспользоваться им могла только одна особь. Иногда доминант ложится на него брюхом. Автор наблюдал это в группе лабораторных крыс, которым дали маленькую пластмассовую баночку с медом, и у домашних кошек, которым дали неплотно закрытый пузырек с валерьянкой. Второй критерий, называемый лидерством, определяется свободой перемещения в социальной структуре сообщества. Он показывает, насколько поведение человека или животного независимо от других членов сообщества. Поведение человека, имеющего высокий ранг лидерства, ориентирован на небольшое количество людей, иначе говоря, он независим в своих поступках.
Имеющий низкий ранг лидерства ориентирует свое поведение на большое количество людей, он сильно зависим в своих поступках. Лидерство как критерий социального положения отчетливо оформлено в отношениях военнослужащих. Например, младший по званию, обращаясь к старшему, обязан спросить разрешения: «Разрешите обратиться?» Этот второй критерий социального ранга, т. е. свобода в социальной структуре, опять же многозначен. Высокий социальный ранг по критерию «лидерство» имеют и собственно лидер, и человек, наделенный властью, и независимый человек. Очевидны различия между этими тремя категориями. Обладающий властью принуждает других вести себя определенным образом; на лидера люди ориентируют свое поведение добровольно; а человек с высоким рангом «независимости», хотя и не влияет на поведение других, но и не зависит от других в своих поступках.
Следует подчеркнуть, что три варианта «свободы в социальной среде» различаются не количественно, а качественно. Тенденция к повышению своего ранга по одному из вариантов определяется внутренними потребностями человека. Человек, стремящийся стать публичным политиком, имеет высокую потребность ориентировать поведение других людей на себя, обращать на себя внимание, быть на виду. Совсем другие социальные потребности у тех политиков, которые вырабатывают решение и направляют поведение публичного политика (в английском парламенте они называются «кнутами»).
Наконец «независимый», это не обязательно тот, которому не удалось добиться власти или известности. Например, многие молодые научные сотрудники мечтают о времени, когда смогут работать без начальства. Добившись этого, часть их вскоре начинает мечтать работать и без подчиненных тоже. У таких людей слабо развиты те социальные потребности, которые сильно выражены у педагогов, тех, кто является наставником по призванию.
Третий критерий, по которому также определяется социальное положение особи, —это агрессивность, точнее, частота побед при агонистических контактах, т. е. драках людей существует еще четвертый критерий — ранг самооценки.
В психологии распространен предложенный А. Бандурой термин «самоэффективность», который обозначает оценку человеком своей способности совершить некую последовательность действий и достичь определенного результата или уровня исполнения. Эта субъективная оценка своих возможностей, казалось бы, не может влиять на объективные процессы. Но зачастую именно уровень самооценки оказывается определяющим для поведения человека, как для Замечательной Ракеты О. Уайльда: Сознание моего неоспоримого превосходства над всеми — вот что меня поддерживает в течение всей жизни, а это качество я всегда развивала в себе по мере сил.
Хороший пример драматического развития событий в результате резкого изменения самооценки человека — рассказ Э. Хемингуэя «Недолгое счастье Френсиса Макомбера». Герой рассказа не мог ничего изменить в своей жизни, хотя ему многое не нравилось, например то, что его жена каждую ночь ходит в палатку к нанятому охотнику, с которым он наутро должен общаться. Но однажды, преодолев, естественный животный страх, он застрелил раненого льва. Это вселило в героя такую уверенность в своих силах, что, вернувшись в лагерь, он заявил жене, что разведется с ней в ближайшее время. Он был счастлив ровно сутки, т. к. на следующий день, во время охоты, жена прострелила ему в голову.
Игра, например в шахматы, с компьютером — один из способов повышения самооценки. Разнообразные хобби, в том числе охота на крупных хищников, описанная Хемингуэем, являются игровым поведением взрослых, которое служит для повышения ранга самооценки. Такое поведение, имеющее цель повышение самооценки, не обязательно связано с риском для жизни или экстремальными видами спорта («Зачем идете в горы вы?»). Игра в карты или даже в «Тетрис» с компьютером мотивирована в первую очередь повышением уровня самооценки (самоутверждением). Повышение ранга самооценки, самоутверждение происходит и при создании параллельных социальных структур (см. раздел 5.3.3).
По всей вероятности, самооценка есть и у животных. Без этого понятиятрудно объяснить стойко подавленное настроение у домашних котов, которым случится упустить мышь. Или поведение кота, поймавшего мышь (именно мышь, а не полевку), который носится по дому, бежит впереди на прогулке, нападает на товарища, делает садки на самку, которая не находится в течке.
В заключение раздела следует подчеркнуть, что социальная структура сообществ человека и многих других общественных животных, включая крыс (но исключая мышей), представляет собой не линейную схему и не пирамиду, на вершине которой находятся доминанты, в следующем слое —субдоминанты, а еще ниже — подчиненные особи субординанты. Реальные социальные структуры гораздо сложнее. Эта сложность определяется несколькими факторами. Вот некоторые из них:
Во-первых, четыре показателя социального ранга у отдельных особей часто не совпадают. Во-вторых, в зависимости от конкретной ситуации преобладающими для определения социального ранга становятся разные характеристики в зависимости от конкретной ситуации. В-третьих, одна особь может быть подчиненной по отношению к другой, другая — к третьей, но третья будет доминировать над первой. В-четвертых, в больших сообществах имеет место иерархия микросообществ. Наконец, отношения между особями не исчерпываются системой «доминирование—подчинение». Большую роль играет аффилиативное (персонифицированное дружелюбие) поведение, основанное на симпатии между членами сообщества. Две собаки или два человека при различных социальных рангах могут относиться друг другу
враждебно, безразлично или аффилиативно (с симпатией). Таким образом, структура сообществ, в которой центральным понятием является «доминирование—подчинение» — это только схема, удобная для рассмотрения общих закономерностей в первом приближении
Ну и конечно же отрывок о гендерных различиях мужчин и женщин. Своей точкой зрения автор навлёк на себя шквал критики феминисток и им сочувствующих. Хотя только чуть-чуть прошёлся по этому вопросу
► Показать
Нарушение гендерных стереотипов поведения вызывает стресс либо насмешку (см. цветную вклейку, рис. 8.18). Если поведение человека сильно отличается от ожидаемого, то это вызывает психологический дискомфорт.
В античной Греции, при тотальном бисексуализме, термин «кинед» был прозвищем «полумужчин», которые женоподобным поведением, жестами, любовью к нарядам, косметическими ухищрениями, заслужили всеобщее презрение. В комедиях Аристофана и произведениях других авторов им даются многообразные вульгарные прозвища. Мужчина должен оставаться мужчиной независимо от того, с кем он предпочитает получать удовлетворение своих эротических потребностей — с женщинами, с мальчиками или со зрелыми мужчинами.
Самый отвратительный из персонажей Н. В. Гоголя Плюшкин похож на старуху. Накопление разнообразных витальных ресурсов, вполне извинительное у женщины, у мужчины называется «мелочностью» и делает человека особенно несимпатичным. Например, женщина указала на причину развода: «Он пересчитал все пустые банки в доме!» Естественно, люди, разводящиеся после 20 лет совместной жизни, делают это по более сложным причинам, но такой «немужской» поступок явился последней каплей, соломинкой, переломившей спину верблюду.
Естественно, те особенности поведения, которые принято считать «мужскими», когда они занимают значительное место в поведенческом репертуаре женщины, делают отношение к такой женщине нестандартным.
Например, поскольку принято считать, что шутки — удел мужчин, то женщина, которая любит пошутить и, что еще хуже, умеет это сделать, вызывает у мужчин настороженность. В лучшем случае к ней относятся не как к женщине, а как к «боевой подруге».
Принадлежность к определенному полу служит удовлетворению потребности в социальной самоидентификации.
Современные попытки упразднить социальные институции, закрытые для противоположного пола, которые проводятся под лозунгами «политкорректности», «равенства прав» и пр., вредны еще и потому, что игнорируют врожденную потребность человека в социальной самоидентификации (см.цветную вклейку, рис. 8.19). Например, в шведском Институте Социологии и Медицины сравнили данные на сотрудников всех 290 шведских муниципалитетов по 9 показателям частной и общественной жизни. Результаты показали устойчивую взаимосвязь между гендерным равенством и болезненностью. Так, например, равный уровень дохода и возможность занимать одни и те же должности привели к снижению продолжительности жизни.
По мнению авторов исследования, обнаруженную корреляцию можно объяснить тем, что представители сильной половины человечества испытывают психологическую травму от потери традиционно мужских привилегий, женщины же страдают от дополнительной нагрузки и длительного рабочего дня.
На наш взгляд, основная причина ухудшения здоровья при размывании гендерных стереотипов заключается в исчезновении самого эволюционно древнего, простого и надежного критерия социальной самоидентификации — половой принадлежности. О важности удовлетворения потребности самоидентификации, в частности для профилактики депрессии, много сказано в предыдущих разделах (см. главы 2, 5, 7).
Попытки свести к минимуму различия в поведении мужчины и женщины обречены на неудачи. Человек — продукт длительной эволюции,
а половые особенности строения и функционирования мозга, связанные с полом, формируются в течение всего внутриутробного периода развития и после рождения ребенка. Женщины не хуже и не лучше мужчин, они — другие. Таким образом, требование предоставления женщинам равных прав с мужчинами подобно требованию предоставления равных прав мышам и лягушкам. Мыши получили бы право нырять, а лягушки — жить в норах.
Женщины не хуже и не лучше мужчин; они — другие.
Представления об особенностях психики женщины претерпели коренные изменения за последние сто лет. З. Фрейд писал, что корень психологических особенностей женщины в ее желании быть мужчиной, а невозможность смены пола порождает все женские психологические проблемы. К 1980-м годам мнение о равенстве полов набрало такую силу, что американские врачи долго не хотели признавать существование предменструального синдрома (ПМС). Существование ПМС опровергает основной тезис феминисток «между женщинами и мужчинами нет никакихразличий». Только то, что выделение ПМС в самостоятельную норзологическую единицу, т. е. отдельное заболевание, создало новый сектор рынка медицинских услуг, определило и интенсивное исследование этой проблемы ПМС в настоящее время.
Часто пишут, что детерминированные полом особенности поведении психики женщины не имеют в современном обществе никакого значения, т. к. различие репродуктивных ролей мужчины и женщины сведено к минимуму благодаря развитию медицины и научных методов воспитания
детей, а также исчезновению зависимости между сексуальной жизнью и рождением детей. Действительно, успехи контрацепции сделали зависимость между половым поведением и воспроизводством потомства очень слабой. Однако сексуальное поведение даже у животных не сводится к реализации репродуктивной функции. Даже только копулятивная составляющая полового поведения у животных и человека прослеживается во многих аспектах социального поведения. Можно согласиться и с тем, что биологические факторы, которые обусловили преимущества существования двух сильно различающихся полов, в современном обществе действуют слабо (хотя то, что человек вышел из-под давления естественного отбора, — не доказанный факт). Но главное то, что различия между мужчиной и женщиной начинают формироваться с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжаются, по крайней мере, всю беременность. Таким образом, никаким средовым воздействием не изменить:
• большее генетическое разнообразие мужчин;
• лучшую приспособляемость женщин;
• большую стрессоустойчивость мужчин;
• цикличность жизненной активности;
• склонность к накоплению ресурсов у женщин.
В заключение напомним, что эти пять основных различий между мужчинами и женщинами, так же как и все и остальные различия между мужчинами и женщинами, имеют статистический характер
Например, поскольку принято считать, что шутки — удел мужчин, то женщина, которая любит пошутить и, что еще хуже, умеет это сделать, вызывает у мужчин настороженность.
Какие-то мужики слишком "настороженные" у автора, бабе уж и пошутить нельзя. Хотя 2007 год, давно было.. и неправда
Отправлено спустя 36 минут 26 секунд:
Еще отрывок из книги - не могу пройти мимо, это прекрасно
Восточная мудрость гласит «Послушай женщину и поступи наоборот». Формально ей противоречит русская пословица «Послушай бабу, назови ее дурой и сделай как велит».
Обе рекомендации справедливы, поскольку первая описывает поведение в стрессорной ситуации, а вторая — в ситуации с низким уровнем новизны.
Из-за использовании в словосочетании терминов диаметрально противоположного значения. А это даже не "масло масленое", это - полная бессмыслица.
Гендерным может быть только сходство. Разница - всегда половая (если речь о разных полах).
Тогда сначала лучше определиться со значением слова.
Под гендером подразумевалось следующее: "Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия".
Верно?
Нет.
Гендер (англ. gender, от лат. genus "род") - спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности.
Впервые введён в обиход психологом и сексологом Джоном Мани при изучении сексуальной идентичности, в частности транссексуализма и гермофродитизма (трансгендерности), для обозначения общих психических свойств у разных полов. Введён в обиход для обозначения общего характера поведения у различных полов при нарушении сексуальной разницы поведения (биологического пола или, другими словами, рода).
А уже тупые феминистки пошли городить, кто во что горазд.
Поясню.
Род (гендер - по вышеозначенному определению) - в биологии - основная надвидовая категория в биологической систематизации, ряд общих признаков. Объединяет близкие по происхождению виды (по ряду этих признаков), в т.ч. самок с самцами.
Транс - означает, изменённое сознание.
Т.е. - трансгендер - изменённое сознание относительно общего в принадлежности к роду (полу объединяющему половые признаки поведения), ну, когда М трансгендеры (транссексуалы) ощущают себя Ж и имеют психические с ними общности, или, когда Ж трансгендеры (транссексуалы) имеют общности в психике с М - т.е. разницамежду биологическим полом и отождествлением своей сексуальности, или, другими словами, схожесть поведения противоположных полов при имеющейся биологической разнице. Именно это Джон Мани и исследовал.
Кстати, некоторые и ослиц сношают и собакам (кобелям) отдаются, что крайне вряд ли ставит ослиц и кобелей на одну планку (хоть и возможно найти вполне себе гендер - и те и другие являются млекопитающими) со сношающимися с ними представителями хомосапиенс.
Таким образом, фраза "гендерная разница" лишена всякого смысла. Гендерной может быть только схожесть.
Отправлено спустя 7 часов 4 минуты 59 секунд:
Кстати, крайне напоминает этот самый научпоп, который заимствует термины и понятия, уже определённые для ряда существующих и описанных процессов, и наделяет их своим смыслом.
Как-то так 8)
разница между биологическим полом и отождествлением своей сексуальности, или, другими словами, схожесть поведения противоположных полов при имеющейся биологической разнице
Нет. Только схожесть. Именно для обозначения одинакового у разных Мани и ввёл в обиход этот термин, поскольку другого на тот момент не существовало для передачи сути явления, которое он как бы выявил.
Вроде бы, постарался это объяснить, как исходя из сути исследования Мани, так и из этимологии происхождения самого термина. Если моих объяснений не достаточно, то можно ознакомиться с работами самого Джона Мани и найти в них определение гендеру и суть какого явления он описывает.
А различия уже тупые феминистки придумали пытаясь заменить термин пол, априори означающий различия, термином гендер, означающим сходство, таким образом насаждая у умах широких масс отсутствие различий между М и Ж и их одинаковость равенство :D
Lelik, там автор биолог, он такими тонкостями не замарачивается:
В психологии и социологии, говоря о различиях между мужчинами и женщинами, принято употреблять термин «гендерные», а не «половые» отличия. Между тем различия между понятиями «гендер» и «пол» не вполне ясны. В результате нескольких научных конференций специалисты-гуманитарии пришли к заключению, что термин «гендер» обусловлен только хорошим финансированием «гендерных» исследований, в отличие от исследований «половых различий»
У него "гендерные" = "половые", хотя в более широком понимании где не только чисто биологические признаки рассматриваются но и культурные и социальные.
Вот это и есть бред :D
Чтобы было понятно: считаю идиотами тех, кто в садоводстве называет плоды яблони яблоками, а на рынке - грушами .
Всем рекомендую - не ведитесь на бредни феминисток, нет никакого гендерного различия - есть половые различия, нет никакого социального пола - есть социальные роли. Заменять существующие термины для существующих явлений - идиотизм или продуманное вредительство ибо ведёт к недопониманию и излишней трате времени в процессах обмена информацией, а в ряде случаев, к когнитивному диссонансу индивидов :D
У него "гендерные" = "половые", хотя в более широком понимании где не только чисто биологические признаки рассматриваются но и культурные и социальные
Автор дальше раскрывает более подробно свою мысль
И все-таки правомерно употреблять термин «гендер» для обозначения стереотипных представлений о формах поведения и психологических особенностях личности Мужчины и Женщины. Многие из этих особенностей обусловлены конкретной культурой, но подавляющее большинство таких стереотипов обусловлено биологическими закономерностями — драматической разницей энергетического вклада двух полов в производство потомства
идиотизм, но этот идиотизм прочно семантически закрепился
Почитал немного про гендеры.
Гуманитарная конструкция.
СИМ, я конечно далеко не психолог, но как технарь скажу так. По твоей ссылке речь идет больше о разнице не гендеров, как наименований
показателей, а их значений для этих гендерных показателей, характерных для М и Ж.
Роберт Сапольски — американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, исследователь и автор книг. Удостоен ряда высших наград, в том числе премии Карла Сагана за популяризацию науки.
Для кого предназначен курс?
Для освоения материала от слушателя не требуется глубокое знание биологии. Профессор подробно и в доступной форме рассказывает о множестве факторов, влияющих на наши поступки, а также на конкретных примерах рассматривает различные виды поведения: агрессивное, сексуальное, родительское и другие. Сам Сапольски во вступительной лекции утверждает, что ознакомиться с данным предметом стоит абсолютно каждому человеку, вне зависимости от его специализации.
Лекция #1: Введение. Профессор Роберт Сапольски знакомит студентов с основными принципами курса. Он демонстрирует связь между нашими поступками и биологическими факторами на примере очень странного поведения. Также профессор рассказывает о важности использования междисциплинарного подхода, чтобы не повторять ошибки ученых, которые пытались объяснить поведение в рамках одного направления.
В лекции озвучиваются теория синхронизации менструальных циклов, которая позднее была опровергнута, и гипотеза о функции феромонов у людей, которую многие ученые ставят под сомнение.
Лекция #2: Эволюция поведения, I. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, что можно узнать о поведении целого вида всего лишь по паре черепов. Профессор объясняет основные механизмы естественного отбора, как они формируют поведение животных, делая его более альтруистичным или эгоистичным, и как это связано с математическими моделями теории игр.
► Показать
Лекция #3: Эволюция поведения, II. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о сложных межполовых взаимоотношениях у различных видов, о том как инфантицид увеличивает репродуктивный успех самца, а физиологические уловки помогают самкам сохранить потомство. Также профессор знакомит студентов с геномным импринтигом, эволюционными антревольтами и различными типами отбора, развивая тему парных и турнирных видов в попытке определить, куда относится человек.
Лекция #4: Молекулярная генетика, I. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о принципах эволюции на молекулярном уровне, градуалистической модели и роли точечных генетических мутаций. Мы знакомимся с теорией прерывистого равновесия, выдвинутой Гулдом и Элдриджем, согласно которой долгие периоды стазиса сменяются резкими скачками эволюционных изменений за короткий период времени.
Лекция #5: Молекулярная генетика, II. Во второй лекции о молекулярной генетике Роберт Сапольски сосредотачивается на роли среды и промоторов в экспрессии генов. Он поясняет, что скрывается за расхожей фразой «У людей и шимпанзе ДНК совпадает на 98%» и развивает тему изменчивости ДНК, затрагивая мутации ферментов сплайсинга, факторы транскрипции и феномен «прыгающих генов», которые долгое время считались невозможными. Также профессор рассказывает о бактериях, устойчивых к антибиотикам и неожиданных последствиях попыток одомашнить чернобурых лисиц.
Лекция #6: Генетика поведения, I. Роберт Сапольски рассказывает об удачах и провалах в поиске генетических основ поведения, о неудачных попытках выделить «математический ген» и других заблуждениях, свойственных этой сфере. Он подробно объясняет, почему так сложно отделить влияние генов от факторов среды, и почему матери влияют на своих детей гораздо сильнее отцов даже на биологическом уровне.
Лекция #7: Генетика поведения, II. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, как ученые устанавливают связь между каким-либо внешним признаком и отвечающим за него участком ДНК, а также, что имеется в виду, когда говорят о «наследуемости признака». Особое внимание уделяется роли случая в формировании и развитии организма, как и тому факту, что условия жизни лучше предсказывают поведение человека, чем его геном.
Лекция #8: Распознавание родственников. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, что такое эпигенетика и как стоит интерпретировать новости об обнаружении «гена чего-либо». Основная часть лекции посвящена рассмотрению способов распознавания родственников у животных, их роли в размножении и выстраивании иерархических отношений.
Лекция #9: Этология. Профессор Роберт Сапольски рассказывает об успешных и не очень методах изучения поведения животных. Он представляет студентам краткую историю этологии, в основе которой лежит принцип общения с животными «на их языке». Также из лекции мы узнаем о врожденных реакциях и фиксированных паттернах действий, пчелиных танцах, сенсорных триггерах, теории разума и секрете всеобщей любви к Микки Маусу.
Лекция #10: Введение в нейронауки, I. Нэйтан, аспирант Стэнфордского университета, рассказывает о нервной системе и мозге, его отделах и функциях, строении и принципе работы нейронов. Энтони, магистрант Стэнфорда, объясняет процессы, происходящие в синапсе и то, как они влияют на поведении человека. Он знакомит студентов с нейрофармакологией, а также различными типами и функциями нейротрансмиттеров.
Лекция #11: Введение в нейронауки, II. Патрик Хаус, аспирант Стэнфорда, раскрывает нейрофизиологические механизмы, стоящие в основе памяти и различных ее нарушений. Он рассказывает о проблемах, связанных с вычленением нужной информации, о нейронных сетях и категориальном мышлении. От младшего преподавателя Даны Таркер мы узнаем об автономной вегетативной нервной системе, ее влиянии на органы и сексуальную жизнь человека, а также о роли норэпинефрина и ацетилхолина.
Лекция #12: Эндокринология. Ассистенты Уильям Питерсон и Том МакФадден рассказывают, как выживают одноклеточные организмы и как общаются клетки в более сложных существах. В лекции обсуждаются основные типы гормонов, принципы их работы, роль эндокринных желез и нейромедиаторов, а также сложные взаимодействия между гормональной системой и мозгом.
Лекция #13: Неврология и эндокринология. Профессор Роберт Сапольски раскрывает нюансы регуляторной системы секреции гормонов, рассказывает о положительной и отрицательной обратной связи, ауторецепторах и других механизмах контроля. Наглядно демонстрируются возможные последствия сбоя их работы на примере клинической депрессии и диабета.
Лекция #14: Лимбическая система. Профессор Роберт Сапольски возвращается к рассмотрению головного мозга, раскрывая понятие «эмоциональный круг Пейпеца», останавливаясь подробнее на лимбической системе и функциях её компонентов. Он рассказывает об основных методах, используемых для изучения функций различных зон мозга: анатомическом, биохимическом, и функциональной визуализации. Особое внимание уделяется механизмам взаимной регуляции между нашим телом и лимбической системой.
Лекция #15: Сексуальное поведение, І. Профессор Роберт Сапольски рассказывает об основных элементах сексуального поведения животных, знакомя студентов с понятиями аттрактивности, процептивности и рецептивности, а также объясняет роль фиксированных паттернов действий и лимбической системы. Он акцентирует внимание на том, как на нас влияет чувство предвкушения награды и эффект случайности. Поднимается сложный вопрос связи дофамина, окситоцина и вазопрессина с моногамностью различных животных, включая людей. Также затрагиваются темы гомосексуальности, транссексуальности и пусковых стимулов.
Лекция #16: Сексуальное поведение, IІ. В этой лекции профессор Роберт Сапольски рассказывает о существующих стратегиях сексуального поведения у различных видов, и о том, как это могло привести к распущенности, неразборчивости и высокой конкуренции среди самцов. Рассматриваются разнообразные методы, которыми они пользуются для уменьшения репродуктивного успеха соперников, а также защитные меры, с помощью которых самки, пытаются обезопасить себя и своё потомство.
Лекция #17: Сексуальное поведение, III; Агрессия, I. В этой лекции профессор Сапольски говорит об эволюции гомосексуальности, критикует теории криминалистики XIX века, рассказывает о привлекательности, критериях выбора партнера и гомогамии. Во второй части он переходит к обсуждению проявлений агрессии и эмпатии, а также роли одной из зон мозга, миндалины, на наше поведение.
Лекция #18: Агрессия, ІI. Профессор Роберт Сапольски рассказывает, как наш мозг обрабатывает информацию в присутствие угрозы, как лобная доля помогает нам держать себя «в рамках приличия» и что происходит при ее повреждении. Затрагивается сложный вопрос о роли среды, воспитания и физиологии в контексте системы правосудия. Также профессор объясняет, почему любовь и ненависть ближе чем кажутся, а за физические и эмоциональные ощущения отвечают практически одни и те же области мозга. В конце он делится любопытной историей о том, как почти полвека назад армия США внезапно заинтересовалась поведением койотов, сурков и гиен.
Лекция #19: Агрессия, ІII. Третья лекция по данной теме посвящена связи сенсорных и моральных ощущений, зеркальным нейронам и исследованиям роли гормонов в агрессивном поведении. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о различных факторах, которые могут повлиять на ваше поведение, в частности, об алкоголе, уровне тестостерона и ПМС, эффект которых отличается от общепринятого. Рассматриваются различные гипотезы о связи агрессии с разочарованием, страхом, эмоциями, эмпатией, а также возможная причинно-следственная связь между легализацией абортов в падением уровня преступности в США в конце 80-ых.
Лекция #20: Агрессия, IV. На заключительном занятии по теме агрессии обсуждается вопрос о влиянии мужских гормонов, в частности, у девушек, которые подверглись пренатальной андрогенизации. Рассматриваются возможные генетические и культурные предпосылки агрессивного поведения. Роберт Сапольски рассказывает о псевдо-родстве и псевдо-отчуждении, которые могут быть использованы как для поддержания войны, так и для создания мира. В конце занятия профессор делится личными воспоминаниями о трагических событиях в Уганде, которым он стал свидетелем.
Лекция #21: Хаос и редукционизм. Эту лекцию профессор называет «одной из самых сложных за весь курс». В ней обсуждается история редуктивного подхода к изучению окружающего мира. Как преимуществ, которые заложили основу современной науки, так и ограничений, которые начали проявляться при попытках описать человеческий мозг. Профессор Роберт Сапольски пересказывает основные положения теории хаоса, вводит понятие фрактала, а затем переносит это на современное понимание устройства живых систем, в частности, нейронных связей в мозге человека.
Лекция #22: Эмерджентность и сложность. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о клеточных автоматах и нейросетях, нейрофизиологии творчества и о том, как связаны между собой фракталы и кровеносная система, картофельные чипсы и математические уравнения, поведение насекомых и формирование нашего мозга. Также он объясняет, почему классический редукционистский научный подход перестает работать, когда речь заходит о самом интересном.
Лекция #23: Язык. В этой лекции Роберт Сапольски рассказывает об общих чертах языков и объясняет, чем отличается человеческий язык, будь то жестовый или звучащий, от способов коммуникации других животных. Как и любой другой вопрос, Сапольски рассматривает язык с точки зрения нейронаук: в каких областях мозга «хранится» язык, какими бывают нарушения синтеза и восприятия речи. Также рассматриваются случаи обучения языку обезьян, результаты и выводы из проводившихся экспериментов.
Лекция #24: Шизофрения. Первые 20 минут лекции посвящены теме предыдущего занятия. Профессор рассказывает роли генов в появлении языка и возможности существования «врожденной грамматики». В основной части Роберт Сапольски объясняет, что подразумевается под широким понятием «шизофрения». Он рассказывает об истории поисков причин шизофрении, ответственных за нее генов. Роберт Сапольски описывает варианты проявления расстройств шизофренического спектра и их зависимость от культуры, в которой живет человек с соответствующими симптомами.
Лекция #25: Индивидуальные особенности. В последней лекции курса Роберт Сапольски объясняет, в чем заключаются сложности отделения расстройств и нарушений от индивидуальных особенностей, свойственных любому человеку. Также профессор рассуждает на важную тему: как стоит применять те знания, которыми он делился на своих лекциях.
О воздействии кофе на организм.
Структура кофеина имитирует молекулы аденозина, которые не только входят в состав нуклеиновых кислот, но и играют важную роль в работе мозга.
Далее по ссылке. https://www.popmech.ru/science/605383-o ... rganizmom/
Кому лекции не зашли (мне было тяжеловато без профильного образования) - рекомендую книги. В книгах сапольски более структурировано все дает. Хотя книги читал после того, как все лекции по 2-3 раза прослушал.
Кстати, за р.сапольски благодарен тому же доктору раду. И его дсп. Хз за систему, но то что лет 6 назад я начал интересоваться темой мозгов, гормонов и т.п., выведшей меня на савельева и сапольски - заслуга абф в целом и Рада в частности.
Ты просто давно студентом был – забыл тяжкую студенческую долю. Там своих лекций хватает – другие не нужны, сама мысль о дополнительных лекциях претит студенческой сущности Это скорее для широкой общественности.
Открываю для пробы какую-то лекцию на середине – там молодой парень рассказывает, как что-то там синтезировалось в теле нейрона и с помощью моторных белков идёт по цитоскелету. Сказал это и смотрит пристально в зал, а там походу народ сидит с выражением типа "ƃлядь что???" – он такой решительно с серьезным видом:
– Да, да идут по цитоскелету. Вот так, – растопыривает руки, согнув в локтях, и чуть вприсядку давай по аудитории разгуливать.
не ругайтесь что вставлю свои 5 копеек.
Не могу не сказать, очень толковый Мужчина Роберта Сапольски, когда его смотрела, года 2 назад, реально не вправо не влево не уходила, все линейно и не возникало несогласия.
ДР тоже толковый, только внутренне хочется его фильтровать немного, не знаю почему.
Известный нейротеолог Эндрю Ньюберг (Dr. Andrew Newberg) из Университета Пенсильваннии (США) недавно тоже заглянул в мозги молящихся и тех, кто истово медитирует. И обнаружил, что их сознание куда-то улетает. Словно бы в какие-то неведомые дали.
Активными становятся лобные доли, отвечающие за абстрактное мышление. А теменная область, связанная с ориентацией в пространстве и во времени, словно бы отмирает.
Характерные картинки мозговой активности наблюдаются лишь у религиозных людей. А у тех, кто лишь имитирует молитву, ничего подобного не получается. Их мозговая активность сохраняется на прежнем уровне. http://www.neuroscience.ru/forum/общий- ... ому?t=5326